История античной философии


История античной философии

Общие представления

Античная философия охватывает широкий временной период с VII века до нашей эры, до V-VI веков нашей эры и представлена греческой и греко-римской философской мыслью. Возникновению античной философии способствовали благоприятные социальные, экономические и политические факторы древней Эллады и Рима. Политическая свобода, широкая вовлеченность граждан в политическую жизнь, развитая экономика, позволяющая оторваться от постоянного труда (за счет труда рабского) и первичное накопление знаний, как мифологических, так астрономических и специальных, отраженных в трудах мудрецов и жрецов древнего Египта, Месопотамии, самой Греции, стали фундаментом на котором воздвиглось монументальное здание античной философии.

В свою очередь античная философия заложила основы все главных философских вопросов, центральных стилей и направлений философской мысли в западноевропейской традиции. Влияние античной мысли на европейскую философия и науку прослеживается как в Средние века, эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время.

В развитии античной философии можно выделить три основных этапа:

  1. Досократический
  2. Классический
  3. Римско-эллинистический

Досократический период античной философии

Досократический этап охватывает временной период VII-V веков до нашей эры. В данное время наибольшее распространение получили натурфилософские взгляды. Родоначальниками натурфилософии считаются представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Отправной точкой их размышлений стало сомнение в подлинности мифологического и религиозного знания, учений о происхождении мира и его управлении, которое осуществляется со стороны богов.

Философы предприняли попытку переосмыслить мифологическое знание на основе имевшегося у них опыта и информации и составить собственную, природную картину происхождения мира. Таким образом был сформирован один из центральных вопросов философии, а именно вопрос о сущности – т.е. первоначале всего мира. Сущность мыслилась философам как некая вечная субстанция, которая не нуждается ни в чем для своего поддержания и напротив сама порождает все и приводит в движение. Различные философы по-разному решали данный вопрос – натурфилософы предполагали в качестве сущности стихии, пифагорейцы – число, а Демокрит ввел понятие атома.

Замечание 1

Под атомом Демокрит понимал неделимую, бесконечно малую частицу, которая существует вечно и неизменно и которых бесконечное множество. По сути с точки зрения Демокрита весь мир состоит лишь из атомов и пустоты. Атомы движутся в этой пустоте, притягиваются и отталкиваются друг от друга и их движения есть причина всех изменений в мире.

И хотя неделимую частицу, кирпичик сущности ученым не удалось найти до сих пор, а возможно ее существование и вовсе миф, сам термин атом надежно вошел в научную терминологию и занял в ней достойное место, а идеи Демокрита во многом оказались пророческими.

Классический период античной философии

Классический этап охватывает период V-IV веков до нашей эры и часто называется сократовским. Для него характерен крутой поворот философской мысли от космоцентризма и размышлений о сущности бытия к антропоцентризму и разработке вопросов этики, политики, экономики, общественного устройства и духовной жизни человека. Крупнейшими представителями данного времени являются:

  • Сократ
  • Платон
  • Аристотель
Замечание 2

Сократ представляет собой личность полулегендарную, поскольку он не оставил собственных письменных трудов, а информация о нем и его идеях содержится главным образом в трудах его ученика Платона.

Сократ осуществлял публичную деятельность на площадях, среди собрания народа, уделяя основное внимание этическому аспекту поведения человека. Его концепция этического рационализма предполагала, что человеческой сущностью является душа, которая представляет собой разум и нравственное поведение. С точки зрения Сократа, все беды, неразумное и злое поведение людей проистекают из их невежества, неспособности и нежелания мыслить дабы проникнуть в суть вещей. Как следствие философ стремился распространить и укрепить знания, дабы отвратить людей от неразумных и вредных поступков.

Замечание 3

В своих диалогах с людьми Сократ использовал созданный им же метод майевтики, позволяющий путем искусно составленных вопросов направить мысль оппонента в нужное русло, на отказ от старых и принятие новых убеждений.

Платон, ученик Сократа, является основателем идеалистического направления. Он предполагал существование особого мира идей, в котором запечатлены идеальные образы всех предметов и явлений, в то время как материальные предметы лишь грубые их воплощения. Душа человека также идея, благодаря чему она бессмертна, что отличает человека от животных. Платон отдавал ведущую роль в познании чистому разуму, в процессе размышления душа как бы припоминает знания, которые были доступны ей в идеальной форме, но оказались забыты при помещении в тело человека.

Аристотель являлся учеником Платона и продолжал развитие его идей, однако со значительной критикой и переосмыслением. В отличии от учителя Аристотель сформировал материалистическую позицию, признавая первичность бытия, как воплощенного в материи сущего и первичность предмета, данного в конкретных ощущениях перед любыми идеями и обобщениями, которые являются его следствием.

Однако отрицая существования мира идей, Аристотель не смог до конца отказать от идеализма. Хотя человеческая душа с его точки зрения погибает вместе с телом, ее высшая часть – разум, абстрактно-логическое мышление бессмертно.

Римско-эллинистический период

Римско-эллинистический этап охватывает период с III века до н.э. по VI век н.э. Его начало связано с завоеваниями Александра Македонского, ученика Аристотеля, повлекшие за собой проникновение греческой культуры и философии далеко на восток, с одной стороны, а с другой, обогатившие саму греческую культуру особенностями восточной мысли и этики. Позднее происходит возвышение Рима, и попадание греческого мира в зависимость от римского. Греческая философия становится фундаментом для выстраивания римской, однако сама вынуждена развиваться в более жестких рамках римского государства и права.

Последние века периода связаны с значительным влиянием христианских идей на философские учение и формирование собственно схоластической, религиозной философии. Происходит своеобразное замыкание круга и божественное вновь становится сущностью и первоначалом всех вещей, как в до философские времена. Завершается данный период указом императора Юстиниана о закрытии последней философской школы в Афинах.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :