Искусство является специфическим явлением, содержащим в себе духовную и практическую составляющую деятельности человека, которая направлена на претворение художественных идей в жизнь.
Искусство является центром эстетической культуры.
Эстетическая культура состоит из множества других элементов:
Исторические изменения форм и типов культуры неразрывно влияло на понятийный статус искусства. Искусство существует отдельно от утилитарно-практического мира, создавая свою художественную реальность, где человек в творческой деятельности может выражать свои эстетические переживания.
Взгляды на искусство можно разделить на три концепции:
Феноменологическое понимание искусства сложилось еще в Древней Греции.
Искусство, согласно философии античности, основано на трех фундаментальных понятиях:
Первый элемент POIESIS понимается как сам акт творческого порыва, основано на вдохновении, в результате этого акта человек придает предметам художественно-эстетический вид.
Второй элемент MIMESIS — это воспроизведение
Третий элемент TECHNE – придание художественному замыслу конечной, материальной формы.
Для Платона искусство основано на подражательной способности, оно позволяет человеку создавать «тени теней», результатом творчества являются иллюзии, обманчивые художественные произведения, потому что только мыслителю дано созерцать царство истинных идей.
В философии Аристотеля подражание, как главный компонент в искусстве, по своей природе и есть познавательная способность. Аристотель является автором учения о катарсисе.
Катарсис — это очищение человеческой души от страстей и низменных порывов в результате особой формы созерцания действительности.
Также уже в античности формируется понимание дидактической роли искусства. Плутарх отмечал, что главным назначением искусства является воспитание ума. «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых — поэты».
В эпоху Возрождения представление о подражательной функции искусства сохраняется. Основная цель искусства понимается в отражении, рефлексии природы и человека. В эту историческую эпоху утверждается идея безграничности творческой свободы человека.
В Просвещение роль искусства также видится в познании. Творческим талантливым людям дана способность видеть вещи глубже и под другим углом, они познают мир, но ничего не создают. Искусству отведена роль морализатора, школы нравственности.
В немецком романтизме понимание искусства становится другим, формируется теория самовыражения, согласно которой искусство — это область, где человек может выражать свои внутренние переживания безгранично: «Музыкант, — писал Новалис, — изымает существо своего искусства из самого себя, и никакое подозрение, что он подражает кому-то, не может коснуться его». Лев Толстой говорил, что в основе искусства лежит духовный опыт людей: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства. А другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».
Знако-символисты понимали искусство как: систему деятельности человека, для которой характерна замкнутость и автономность, и форму связи человека с Богом.
Искусство современности более приближено к знако-символической системе, потому что в нем отрицаются каноны, правила и религиозная символика. Испанский философ Х. Ортеги-и-Гассета считает, что для искусства современности характерен процесс «дегуманизации», в ней идет отказ от всего «слишком человеческого». Человек лишь отказавшись от поучения в искусстве, с помощью метафоры может помощь человеку приблизиться к неопознанному, запредельному. Метафора, согласно ученому,- это «игрушка, которую оставил человеку Бог», помогает человеку постичь разные стороны бытия, которые не подвластны понятию.
Существуют различные теории о происхождении искусства: био-логизаторская теория, игровая теория, магическая теория.
Согласно био-логизаторской теории искусство возникает как потребность человека привлечь к себе внимание особи противоположного пола. Эта теория основана на концепции Чарльза Дарвина. К этой теории отчасти можно отнести и теорию психоанализа Зигмунда Фрейда, согласно которой искусство является результатом вытеснения из психики влечений человека.
Сторонниками игровой теории являются Г.Аллен, К.Гросс, Г.Спенсер, согласно ученым искусство является следствием не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также следствием необходимости человеку «репетировать» определенные действия для усвоения социальных ролей.
Магическая теория посвящена рассмотрению искусства как проявление магических форм.
Трудовая теория, основоположник которой Г.В. Плеханов, провозглашает, что труд порождает искусство. Качества предметов, которые принесли пользу человеку в последующем становятся объектами наслаждения.
В проблеме возникновения искусства значимое место занимает миф. Миф является универсальной единицей, которая охватывает все версии возникновения искусства. Миф является формой архаической деятельности человека.
Для мифа характерны черты современного художественного произведения, миф является зачатком искусства, «праискусством».
Свойства мифа следующие: эмоциональная глубина и насыщенность; субъективность в оценках; образность и вариативность.
Перечислим основные функции искусства: