Идеальное относится к одной из философских категорий. Вопрос определения понятие "идеальное" волнует ученых на протяжении многих веков. С самого зарождения философии возникают споры о идеальном как о первоначале. Приверженность той или иной философской концепции приводит к возникновению различных вопросов о психике и мышлении.
Можно выделить несколько основных значений этого понятия:
Однако, следует отметить, что на ряду с другими философскими категориями, широта этого понятия такова, что невозможно свести ее к узкому пониманию, конкретное определение невозможно, в силу абстрактности этого понятия.
Идеальное как свойство сознания и вопросы, возникающие на почве подобной трактовки на протяжении столетий разрабатываются философами и психологами. Существуют разнообразные идеальные объекты, к которым относятся Бог, душа.
Именно проблема противопоставления идеального и природы приводит к возникновению двух философских концепций — идеализму и материализму.
Сторонники идеалистической и материалистичной концепций трактуют это понятия по-разному:
Согласно идеалистической концепции идеальное - это нематериальное начало, существующее вне пространственно-временных отношений. Идеальное выражается в мире материального, изменяя и развивая внешний мир.
Исходя из такой интерпретации выделяются следующие свойства индивидуального:
В сознании человека отражаются предметы материального мира в виде их идеальных образов — это процесс идеализации.
Следуя же материалистическому пониманию идеального, оно заключается в том, как внешний мир отражается в человеческом сознании. Таким образом, идеальное с точки зрения материалистов это субъективный образ объективного мира. Идеальное, согласно материализму, это продукт и функция материального первоначала.
Немецкий философ К.Маркс говорил об идеальном следующее: идеальное это материальное, которое находится в голове человека и преобразовывается им. Но идеальное связано не только с работой мозга. В философии марксизма идеальное связывается с социальной практикой. Оно возникает сначала как мысленная форма предмета, которая в последующем будет преобразована в трудовой деятельности. Индивидуальное таким образом проявляется в целях человека и его потребностях, оно характеризует бытие вещи через ее образ.
В работах Карла Поппера выделяется три мира:
Согласно концепции материализма выделяются два этапа развития индивидуального.
Первый из них - этап возникновения. На этом этапе человек в практической деятельности создает мыслительный образ материальной вещи, которого он будет стремиться достичь, второй - этап превращения идеального образа в материальный, конкретный предмет.
Следует отметить, что идеальное не имеет отношение к полученным результатам в ходе человеческой деятельности, оно лишь возникает в его трудовой деятельности при создании идеального образа предмета.
В дуализме идеальное наравне с материальным являются теми первоначалами, которые порождают мир.
В философии существует точка зрения, что идеальное это творчество в широком смысле слова, которое включает следующие действия: активное творческое начало, стремление создать новое, конструктивность, избирательность и т. д.
Согласно данной точки зрения идеальное это креативность сознания, которая контролирует отражение человеком внешнего и внутреннего мира.
В советской философии вокруг проблемы идеального разгорелись жаркие споры. В 20 годах прошлого столетия идеальное начали разрабатывать первыми психологи. В работах Выготского формируется культурно-историческая концепция идеального, которую впоследствии разрабатывали такие видные советские ученые как А.Н. Леонтьев, Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др. В 30-е годы в работах Лурии идеальное понимается как объективная реальность.
Он выделяет следующие объективные идеальные формы: язык, идеи, понятие, творские артефакты (музыкальные произведения, произведения пластических искусств).
Путем интериоризации, то есть путем перевода внешних объективных форм во внутренний мир человека они становятся субъективными. В основе деятельностного подхода Лурии лежит марксистская теория.
В 60-е годы подымаются такие вопросы: «Что первично, мыслит ли мозг или мыслит челоовек при помощи мозга?» и т. п. В результате этих дискуссий происходит отказ от физиологической трактовки философских и психологических моментов идеального, отказ от упрощения в вопросах рассмотрения природы мышления.
Выделяется также информационный подход к трактовке идеального, согласно которому идеальное это информация, которую человек произвольно перерабатывает (Дубровский Д.И.). В информационном подходе идеальное сводится к психике.
В работах Ильенкова идеальное понимается не как физиологический факт, и не как психологчиский, а как общественно-исторический, он понимает под идеальным продукт и форму духовного производства.
В современных философских работах отмечается, что деятельностный и информационный подходы вовсе не противоречат друг другу. Я.А. Пономарев формирует концепцию об идеальном, как о «копии оригинала».