Основой античной философии становится духовный переворот, переход от мифа к логосу. Устройство мира стало объясняться рациональными принципами, а не действиями богов. Античные философы находились в постоянном поиске истины, первоначала.
Греческая философия характеризуется постоянством, однако с другой стороны сменой мышления.
Досократовскому периоду философии присуще размышления о космосе и природе, поэтому ее характеризуют как натурфилософию. Натурфилософы занимались поисками бытия и причин сотворения мира. В качестве ответов на свои вопросы они использовали абстракции:
В досократовский период было открыто много школ, самой большой считалась Милетская школа.
Милетская школа сделала первые шаги в выяснение из чего состоит мир. Мыслитель Фалес полагал, что началом всего служила вода. Анаксимандр утверждал, что началом служило нечто неопределенное, Анаксимен считал, что началом служил воздух. Складывая все это возникло понятие об физической абстракции.
Пифагорейцы, религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, изучали вопрос о соответствии вещей. Изучая космос они впервые задумались о гармонии сфер. Со временем они добились математической абстракции, использовав при этом цифры.
На ровне с милетской школой была так же основана школа элеатов. Представители этой школы занимались проблемой бытия самой по себе. Основным представителем данной школы был Парменид, считавший, что небытия как такового нет. Он считал, что чувства способны обманывать нас, не существует становления и разрушения, не существует множества, а существует единое, то что мыслимо. Таким образом они достигли метафизической абстракции.
Также в данный период был получен ряд утверждений на вопрос о становлении и изменении мира. На ряду с динамическим объяснением было предложено механическое, а затем так называемый анатомизм.
Одним из первых кто пытался выяснить причины изменения вещей, стал Гераклит. Он предполагал, что все находится в движении, а над всем переходящим господствует мировой разум. Объяснение Гераклита носило динамический характер. Механическое же объяснение относилось к внешним причинам изменений. В отличии от Гераклита, Эмпидокл утверждал, что субстанции неизменимые, они многообразны. Все, в том числе и душа, состоит из смешанных элементов. Чувственное восприятие осуществляется из телесных истечений. При этом Анаксагор настаивал на многообразии первоматери. Принципом ее изменения является разум, доказательством этому служит космическое движение. Атомисты же утверждали, что существует множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только размером. Атомы находятся в вечном движении, между ними пустота.
Завершением данного периода служит софистическое движение, и заложило основу дальнейшему развитию философии. Софисты подвергли критике суждения своих предшественников. Основные теоретические основания разработал Протагор. Опираясь на суждения Гераклита, Протагор утверждал, что вещи такие какими мы их видим, все есть истина, человек есть мера всех вещей. На основании данных утверждений было выработано практическое применение софизма к моральной и социальной жизни.
Софисты выдвигали тезис о том, что каждый обладает правом использовать любые средства для удовлетворения своих желаний. Иногда данный период деятельности софистов называют греческим просвещением. Софисты выступают как предшественники новой парадигмы греческого мышления, в центре которого находится уже человек.