Эпоха Возрождения представляет собой переходный исторический период между Средневековьем и Новым временем. Средние века представляли собой стагнационный период в истории философской мысли, на протяжении которого любое занятие философией могло осуществляться лишь духовными лицами и исключительно в рамках обслуживания интересов церкви (вывод доказательств существования бога или подсчет числа ангелов на кончике иглы), свободной же философии попросту не существовало.
Тем не менее развитие общества, экономических и политических взаимоотношений, технологий, изучение мира, повлекли за собой такие изменения в жизни людей, игнорировать которые несмотря на все усилия было невозможно.
К числу предпосылок эпохи Возрождения традиционно относят:
Возникающие противоречия между традиционным укладом, не менявшимся столетиями, традиционной схоластической философией и новыми веяниями времени, задачами, встававшими перед отдельными людьми, обществом и государствами, закономерным образом повлекли за собой необходимость разработки новой философии способной удовлетворить потребностям прогрессивной части общества, описать происходящие процессы, и наметить пути дальнейшего развития.
Создание новой философии эпохи Возрождения началось с пристального изучения «хорошо забытого старого», а именно трудов античных авторов, ученых, философов, поэтов, историков, ораторов.
Именно в античной философии впервые в истории европейской мысли поднималась проблема человека, проблема личности, его нравственного выбора, свободы, развития и совершенствования. Восприятие и дальнейшее развитие данных идей обусловили возникновение такого направления философии Ренессанса как гуманистическое.
К числу его основных представителей можно отнести:
Антропоцентризм пронизывает все гуманистическое направление философии эпохи Возрождения. Согласно логике антропоцентризма человек представляет собой высшее существо и цель мироздания, вслед за чем вся гуманистическая философия делает человека центром своего внимания, наделяет его свободой, достоинством, правом творить, исследовать и изучать мир, т.е. становится вровень с христианским образом бога.
В рамках гуманистических воззрений бог всегда находился позади человека, играя роль не эталона, а скорее ориентира, верхней планки на которую человек может равняться в своем развитии и деятельности.
Философы-гуманисты отрицают церковный постулат, согласно которому бог создал человека по образу и подобию своему. Они выдвигают иную точку зрения согласно которой человек свободен, и реализуя свою свободу он может стать кем угодно, достичь любых высот. Отрицая идею бессмертия философы гуманисты указывают на память благодарных потомков, как основной пути достижения бессмертия личности, а точнее ее славы и ее деяний.
В действительности эпоха Возрождения подарила человечеству множество имен воистину титанических творцов, ученых и философов, людей многогранных, гениальных в самых разнообразных областях одновременно, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Шекспир, Мишель Монтень и т.д.
Помимо антропоцентризма значительное влияние на гуманизм оказывали утилитарные воззрения. Утилитаризм предполагал вынесение оценки какому-либо явлению, в рамках гуманизма – человеку, на основании полезности его деятельности.
Таким образом, догматическое, сословное мышление и стратификация средневековья, нацеленная на сохранение традиций уступает место смелому и новаторскому подходу, в котором поощряется инициативность, смекалка, изворотливость, деловая хватка, образованность, изобретательность личности, способность находить выход из трудных ситуаций, противостоять жизненным сложностям. Воспевается яркая индивидуальность, а не родовитость или благочестие, критерием которой выступает продуктивность деятельности человека, его способность обогатить мир, привнести в него нечто новое и прекрасное.
Гуманистические взгляды не могут не затрагивать тему взаимоотношений человека и общества, что приводит с одной стороны появлению политического реализма Макиавелли, а с другой утопизма Т. Мора.
Гуманистический потенциал концепции Макиавелли заключается в переключении внимания в политики с отвлеченных теорий божественного происхождения государственной власти, ее незыблемости и чистоты, на реальную общественно-историческую подоплёку данного процесса, интересы и потребности конкретных людей, как представляющих общество, так и стоящих во главе его, а также на фактический набор средств и инструментов пригодных для осуществления функции власти.
Таким образом Макиавелли совершает в своей философии гуманистический разворот от бога к человеку, хотя идеал его «государя» по совокупности своих качеств и решений, весьма далек от гуманистического, но крайне реалистичен.
Т. Мор будучи действенным государственным деятелем уделяет значительное внимание тем противоречиям, которые складываются в буржуазной систем е общества развивающейся на его глазах. Мор не только критикует систему капитализма, но также и предлагает свой выход – идеальное политическое и социальное устройство, которое словно бы подчеркивая его несбыточность, философ называет Утопией. Важнейшими особенностями Утопии выступают всеобщий труд и справедливое распределение его благ, отсутствие частной собственности, всеобщее равенство и т.д.