Гносеология Сократа


Гносеология Сократа

Этическая философия Сократа

Замечание 1

Сократ является одной из поворотных фигур в античной философии в частности и истории философии вообще. Он является первым философом, совершившим крутой разворот от исследования мира, вселенной, которое осуществлялось в рамках натурфилософии, к исследованию человека, общества, этики и морали, в том числе к исследованию самой философии.

Задачей этики Сократа выступает изучение нравственности – т.е. принципов и законов по которым люди совершают те или иные поступки.

По мнению философа данные законы немногочисленны и абсолютны, человеческим поведением руководит стремление к благу. Сократ противопоставляет человеческое тело – природный объект, и душу, что рациональна и в качестве своего содержания имеет понятия – Добро, Истину, Справедливость. Самопознание, которое в учении философа, занимает более важную роль, чем познание мира, ведет к открытию этих абсолютов человеком и направляет его на хорошие поступки. Дурные же деяния обусловлены ничем иным, как невежеством, а хуже того мнимым знанием о мире.

Одной из значительных сторон философской деятельности и учения Сократа является его противостояние с софистами – искусными ораторами и учеными, которые за плату обучали других как знаниям, так и красноречию. Вместе с тем, софисты придерживались сенсуалистских воззрений на познание мира и природы, он утверждали, что человек пассивен в процессе познания и полностью зависит от того объекта, который находится перед ним. Как следствие им был свойственен скептицизм и релятивизм, против которого яростно и выступал Сократ. В своих диалогах он разоблачает несостоятельность учености софистов благодаря простым вопросам, отвечая на которые они невольно приходят к выводам, противоречащим их первоначальным утверждениям.

Этическое познание в философии Сократа

Гносеология Сократа тесно связана с его этикой, применяется к этике и служит по своей сути для обслуживания этических вопросов. Как уже отмечалось выше, познание рассматривалось Сократом в качестве одной из добродетелей, необходимой для развития личности, ее перехода от дурных поступков к благу, через самопознание и достижение абсолютных понятий нравственности.

Замечание 2

В своей гносеологии философ обращается и к познанию мира, однако в данном случае его позиция относительно возможностей человека скорее иронична. Широко известным является тезис Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Истинное знание о мире, с точки зрения философа существует, и оно заключено в понятиях, однако в полной мере доступно оно лишь богам.

Философы и мудрецы стремятся к получению истинного знания, однако не способны объять его в полной мере. Каждый может быть мудр в той лишь степени, в которой он владеет каким-либо конкретным предметом или родом знаний, все же человеческие знания перед божественными представляют собой ничто.

И все же процесс познания крайне важен для человека, благодаря ему он совершенствуется нравственно, а также приближается к богам, стремится постигнуть их сущность. При этом познание природы, окружающего мира, по мнению Сократа, должно начаться с познания самого себя.

В теории познания Сократа все еще велика роль мифорелигиозного знания, так как боги не только выступают источником всех знаний, но и сам путь постижения приводит человека к богам. Но в тоже время характер божественного трансформируется. Из неких сверхъестественных сущности боги превращаются в абсолюты как нравственного, так и истинного знания, незыблемые философские истины.

Метод Сократа

Замечание 3

Для постижения истины, которое в философии Сократа достигалось за счет четкого формулирования понятий, философом был выработан особый метод – индуктивная диалектика.

Индуктивная диалектика предполагает открытие знания за счет последовательного сопоставления единичных случаев, выявление их общих черт, устранении ложного и неполного, результатом чего является общий вывод, и представляющий собой понятие, т.е. знание. Осуществление этого метода возможно лишь благодаря особой форме диалектического диалога, который Сократ называл майевтикой.

Замечание 4

Искусство майевтики состоит в задавании собеседнику вопросов, простых по своей форме и указывающих на противоречия в его речах. Последовательно опрашивая его философ наводил человека на правильную мысль – общий вывод и рождение понятия. Сократ всегда утверждал, что он не вкладывает свои идеи в головы собеседникам, а напротив действует как акушер, помогая им разродится теми идеями, которые уже назрели в их душе.

Сократический диалог был подробно описан в трудах его ученика – Платона, и использовался последним в качестве одного из основных методов организации процесса познания, пробуждения врожденных идей. Майевтика сохранила свое значение до наших дней и широко используется не только в современной философии, но также психотерапевтической практике и других областях.

Последователи Сократа

Учение Сократа оставило значительный след в античной философии, повлияв на становление различных философских школ. Наиболее значимой из них является школа, созданная Платоном.

Платон значительно переосмыслил и развил различные аспекты учения Сократа, продолжая рационализировать мифорелигиозное мировоззрение, но не отказываясь от него полностью. Идея о различном характере души и тела высказанная Сократом развилось в учение о существовании двух различных миров:

  • идеального мира идей,
  • несовершенного мира материй.

Как и у Сократа, у Платона абсолютным знанием обладает лишь божественная сущность, которая приобрела полностью абстрагированный образ абсолютной идеи, а человеческая душа стала ее отражением, частью, которая стремится к восстановлению своей божественной сути за счет познания.

К числу сократических школ также относят:

  • школу киников, проповедовавших аскетизм и самоограничение;
  • школу киренаиков, которые противопоставляли им принципы гедонизма и разумного удовлетворения человеческих потребностей;
  • мегарская школа, сосредоточенная на решениях проблем общего и единичного.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :