Платон – древнегреческий философ живший и творивший в пятом-четвертом столетии до нашей эры, ученик другого выдающегося философа – Сократа. Платоном была основана собственная философская школа, названная Академией, написано около 36 научных трудов, в которых были охвачены и приведены в стройную систему все основные разделы философии, т.е. создана одна из первых всеобъемлющих философских концепций.
В рамках своей философии Платон естественно не мог обойти стороной вопросы гносеологии, т.е. познания мира. Решение этого, безусловно фундаментального вопроса философии, естественным образом вытекает из общей системы философских воззрений Платона, которые представляют собой одно из первых наиболее совершенных идеалистических учений.
Согласно воззрениям Платона бытие можно разделить на два мира – мир идей и мир материй. Идеальный мир в котором живут идеи является истинным обликом бытия, он постоянен, вечен и неизменен. В этом мире существует абсолютное знание. Сами по себе идеи представляют собой идеальные представления о сущности тех или иных вещей, т.е. идея стола воплощает в себе идеальный стол, в котором заложены образы всех возможных столов, какие только могут быть воплощены в мире материй.
Мир идей представляет собой строго иерархизированную структуру, в которой идеи меньшего порядка, подчиняются более общим, которые обуславливают их существования, и так до верховной идеи, которая является причиной всего, и сама не детерминирована ничем. Эта идея является абсолютом, метафизической сущностью, в системе Платона и выражает собой бога.
Мир материй в свою очередь является грубым, материальным, текучим отражением мира идей, при этом из-за несовершенства самой материи отражение идей не может быть полным, оно всегда частично, из-за чего возникает многообразие и постоянная смена, движение не идеальных вещей.
Человек в свою очередь обладает дуалистичной природой. Его тело материально и несовершенно, в то время как душа является идеей. Человеческое тело смертно, душа же бессмертна, после гибели тела, она высвобождается от его оков и возвращается обратно в мир идей.
Гносеология Платона представляет собой прямое следствие и развитие его идей относительно структуры бытия. Поскольку мир материй или мир единичных вещей, в котором существует человек, является искаженным отражением идеального, настоящего мира, то чувственное познание, согласно Платону не может выступать источником истинного знания.
Наши представления о предметах, полученные посредством наблюдения или взаимодействия с окружающим являются не более чем тенями, которые отбрасывают истинные знания – идеи. Более того, будучи увлеченными этими тенями, опытными знаниями, человек теряет возможность воспринять и понять истинное знание, настоящую природу вещей.
С точки зрения Платона, познание представляет собой удел мудрецов, философов, т.е. лишь тех, кто обладает частичным знанием и стремится к его совершенствованию. Бог уже обладает полном знанием обо всем, а потому в познании не нуждается. Невежда же не имеет никакого знания, он удовлетворен чувственными образами и не стремится к обретению знания, а потому также выключен из процесса познания.
Поскольку познание через изучение мира невозможно, знание может быть получено человеком лишь из мира идей. Это возможно постольку, поскольку душа человека представляет собой идею, т.е. идеальную сущность, обладающую всеми знаниями. Однако попадая в тело душа-идея переживает шок и амнезию, т.е. забывает свои знания. Тем не менее благодаря размышлениям философ имеет возможность восстановить некоторые утраченные знания, припомнить их.
Таким образом в теории Платона, впервые была высказана мысль о априорном, врожденном характере знания, а также о превосходстве рационалистического пути познания над сенсуалистским. Вместе с тем, Платон признает важность наблюдения и чувственного опыта. Хотя чувственные образы сами по себе не являются источником знания они выступают той побудительной силой, благодаря которой душа человека может прийти к истинному знанию путем размышлений.
Абсолютизируя априорное знание и отрицая всякую возможность получения истины путем анализа, синтеза, обобщения знания опытного, Платон указывает два основных пути по которым возможно познание:
Мифорелигиозный путь познания непосредственно отражает установку Платона на припоминание идей. Согласно ему человек должен постичь знание в самом себе, поскольку он сам и является сосудом, содержащим истину. Это знание осознается личностью как откровение, божественное или же интуитивное.
Диалектический путь предполагает припоминание истинного знания благодаря искусно построенным размышлениям, в которых чувственные образы играют роль побудителей. Диалектика для Платона это в первую очередь способ ведения диалога, идеальным образцом которого выступает сократовская майевтика, т.е. наведение собеседника на истину путем специально-организованных вопросов.
Припоминание истинного знания происходит благодаря разрешению диалектического противоречия, которые выстраивается между двумя системами чувственного знания. Первая система предполагает максимальное обобщение какого-либо знания, а вторая его последовательною разделение на отдельные предметы, без расчленения их самих.
В качестве примера диалектического познания Платон в диалоге «Менон» описывает ситуацию, когда мальчик-раб благодаря вопросам Сократа решает одну из теорем Пифагора, т.е. демонстрирует обладание знанием, которому его до этого никто не учил.
Платон выделяет четыре вида знания: