Гносеология - это направление философской мысли в центре которого стоит проблематика познания, его возможности, методов, источников, истинности, закономерностей и т.д.
Часто гносеологию позиционируют как общую теорию познания. Термин эпистемологии не редко используется в качестве синонима и взаимо заменяющего понятия для гносеологии. Так термин гносеология в большей степени характерен для отечественной и европейской философии, а эпистемология для англо-американской.
Вместе с тем существуют основания согласно которым гносеология и эпистемология могут рассматриваться как самостоятельные области знаний с различной проблематикой. Так если в центре гносеологии стоит вопрос взаимоотношений субъекта и объекта, то центральной проблемой эпистемологии становится рассмотрение пары объект – знание.
Эпистемология - это раздел философии посвященный вопросам знания, его истинности, закономерностям его «существования», реализации, типизации и т.д.
Длительное время эпистемология развивалась в рамках гносеологического направления, а также логики решая практические вопросы, стоящие перед общей теорией познания. Однако становление гносеологической парадигмы в Новое время, утверждение субъективизма в процессе познания, бурный рост науки и разветвление видов самого знания, делали все более сложным нахождение эпистемологии в рамках системы гносеологии.
В двадцатом веке данное противоречие приводит к эмансипации эпистемологии от гносеологии и появлении «третьего мира», т.е. объективного содержания знания, которое не нуждается в познающем субъекте и самом процессе познания, способно существовать без него.
Широкое развитие получают аналитические, операциональные, структурно-функциональные и нормативные методы и приемы изучения знания. В проблематику эпистемологии помимо чистого знания стали попадать и другие объекты, например, языки.
Гносеология рассматривает процесс познания мира человеком, при этом сам человек выступает субъектом этого процесса, а мир объектом. Понятия субъекта и объекта были введены в философию Декартом, для отражения дуалистической природы бытия и стали определяющим категориями гносеологии.
Так под субъектом понимается активное, деятельное начало которое направлено на исследование объекта, взаимодействие с ним. В качестве субъекта может выступать как один человек, так и группа, сообщество.
Объект в свою очередь представляет собой часть бытия, противостоящую субъекту, то что подвергается познанию, но существует независимо от него. Объектом могут выступать предметы и явления материального мира, духовные абстракции и даже сам человек. При этом человек может относиться к другому как к объекту, а может сочетать качества субъекта и объекта в себе одновременно в процессе самопознания или интроспекции.
Другими значимыми категориями гносеологии выступают:
Знание являет собой результат познания, т.е. специальной активности субъекта, направленной на изучение объекта. Как результат знание представляет собой образ объективной реальности, который обладает свойством соответствия и соотносимости с этой реальностью, он отражает ее существенные стороны и закономерности. Существование знания самого по себе детерминирует существование и обратного ему состояния – незнания, которое выражается в виде вопроса. Вопрос всегда предшествует знанию, которое рождается как ответ на него.
С другой стороны, не обладая каким-либо знанием невозможно очертить область собственного незнания, так как вопрос складывается на основании проблемы, т.е. противоречия между теми знаниями что уже есть у субъекта и тем объектом с которым он сталкивается.
Диалектическую взаимосвязь знания и незнания, выступающую двигателем самого процесса познания прекрасно описывает одно из утверждений Сократа «я знаю, что я ничего не знаю». В действительности процесс познания таков, что чем больше человек, субъект узнает и открывает, тем больше расширяются горизонты его незнания и тем больше вопросов встает перед ним.
Средством разрешения проблемы, противоречия между знанием и незнанием выступает метод.
Метод представляет собой совокупность приемов и способов направленных на изучение объекта познания.
В настоящее время в философии и мировой науке существует широчайший арсенал методов, одни из которых являются универсальными, т.е. могут применяться во всех областях научного знания без исключения, например, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и т.д., другие являются более или менее специфичными для отдельных групп наук (например, эксперимент центральный метод для всех естественных дисциплин), так и для отдельных отраслей (тестирование является частным методом психологической науки).
Однако ценность получаемого знания определяется не методами или даже вопросами, а категорией его истинности, либо ложности.
В современном понимании истина обладает рядом характеристик:
Обоснования независимости и отделения эпистемологии из системы гносеологии было дано Поппером в 70-х годах прошлого века. Необходимость данного шага была обусловлена рядом причин современной научной и общественной практики.
Взаимоотношения знания и объекта в современном мире выходят за рамки как ситуации познания, так и активности самого субъекта. Знание как самостоятельная реальность существует в таких областях деятельности как управление, инженерия, обучение и т.д.
Научное знание переживает кризис связанный со все большей разветвленностью видов знания с одной стороны, а также ростом интереса и значимости ненаучных видов знания, обусловленных культурой, традицией, языком, мистическими практиками, обыденным сознанием, что требует расширения проблемной области эпистемологии.