Аристотель – один из наиболее известных античных философов, ученик Платона, критически переосмысливший его концепцию, и построивший собственную онтологию во многом противоположную идеям его учителя.
В отличии от Платона, утверждавшего существование двух миров – идей и материй, среди которых мир идей занимал главенствующее положение, а мир материй подчиненное, в учении Аристотеля существует лишь один мир – мир сущих.
Сущее представляет собой единство материи и формы, которое также обладает некоторыми свойствами не отделимыми от самих сущих, но способными быть воспринятыми в качестве образа – идеальных отражений форм сущих в душе человека.
Материя и форма в сущем пребывают во взаимной подчиненности. Так для меча металл станет материей, а сам меч формой, которая определяет и организует материю. В тоже время положения материи и формы не абсолютны, а относительны. Для куска металла, сам металл, который был материей в мече, станет формой, организующей материю из которой металл состоит. Аналогично в оружейной меч из формы станет материалом, наполнением формы оружейной.
Соответственно в учении Аристотеля присутствует иерархия форм или материй, распространяющаяся как в сторону максимальной абстрактности к форме-форм, аналогичной Платоновской идее, т.е. такой форме которая включает в себя все остальные и не нуждается в материи для воплощении, так и в сторону предельной конкретности к материи-материй, т.е. чистому хаосу, который может быть использован для создания форм, но также существует и без какой-либо формы вообще.
При этом сущие по мнению Аристотеля не являются пассивными предметами, наполняющими мир, им присуща активность, детерминированная четырьмя различными причинами:
Так, например, в таком процессе как кипение воды, материальной причиной выступит вода и ее способность нагреваться. Формальной причиной выступят законы природы, согласно которым при нагревании вода начинает кипеть и обращается в пар. Действующей причиной станет огонь, который нагревает сосуд с водой. Целевой же причиной станет желание человека сварить себе еду или нагреть воду для купания.
При этом целевая причина присутствует в абсолютно любой активности, т.е. любое сущее, даже такое как например, камень или дым, имеют цель при совершении своей активности. Т.е. дым поднимает в небо не просто так, а с определенной целью, поскольку все тела стремятся к наиболее подходящему месту – тяжелые к центру земли, а легкие к небу. Соответственно иерархия сущих, которая описывает содержание мира, представляет собой иерархию целесообразных «живых» объектов, и каждый предмет мира имеет свою конкретную цель, проявляющуюся в активности.
Гносеология не была оформлена у Аристотеля в качестве достаточно разработанного и самостоятельного отдела его философского учения. Тем не менее его теория познания в значительной степени отличается от таковой у Платона и даже противостоит ей.
Исходя из понимания бытия, как мира сущих, Аристотель признает первичность предмета перед знанием. Т.е. предмет может существовать и без знания человека о нем, знание же в свою очередь невозможно без самого предмета. Более того, критерием истинности знания, согласно Аристотелю выступает соответствие или адекватность знания реальности, т.е. материальному сущему. Знание в свою очередь представляет собой идеальный, нематериальный продукт, который является отражением реального предмета.
Таким образом Аристотель противопоставляет себя учению Платона о первичности идей, а также о мнимости чувственного познания и припоминании, как единственно верном способе получить знание. С точки зрения Аристотеля любое знание, обретенное без связи с чувственным опытом – абстрактно и не может быть истинно, так как не соответствует вещам. Однако Аристотель не отрицает ценности абстрактного знания и не ограничивает себя рамками сенсуализма.
Исходя из его представлений процесс познания начинаясь в отражении свойств самого предмета, создании его образа не останавливается на этом, а следует дальше к более совершенным формам. Знание, с точки зрения Аристотеля, это не отвлеченный образ или их совокупность, а особый процесс взаимодействия, обладания предметом, из-за чего опять-таки познание без предмета невозможно. В тоже время знание высшего уровня представляет собой незыблемые и абсолютные истины, обладающие достаточной степенью универсальности или обобщения, т.е. соответствующие сущему высокого порядка.
Подобное соответствие достигается благодаря разуму, который по Аристотелю, является одновременно и инструментом инструментов, своеобразной «рукой» способной взаимодействовать с предметом и формой форм, т.е. способом организации и сообщения знаний между собой. Таким образом разум – универсален, в следствии чего не может относится к какому-либо органу человеческого тела, и представляет собой единственную бессмертную часть души.
В своей концепции Аристотель выделяет ряд этап через которые должно пройти знание прежде чем стать истинным знанием, достоянием мудрецов.
Познание проходит четыре этапа:
Ощущение – это непосредственное чувственное знание, получаемое от взаимодействия с предметами, оно выражено в идеальной форме в виде точных образов этих предметов.
Ощущение передает форму конкретного предмета и его свойства, из-за чего ощущение не принадлежит самому человеку, оно полностью зависит от тех предметов с которыми он взаимодействует.
Опыт есть накопление чувственного знания благодаря памяти, его обобщение и консолидация. Под искусством Аристотель понимал практическое воплощение знания в виде мастерства, например, искусства врачевателя, архитектора, скульптора или прорицателя. Используя точные и подробные знания конкретного, единичного предмета люди могут достигать значительных результатов.
Научное же знание предполагает восхождение от знания о единичном к познанию всеобщих, абстрактных закономерностей.