Отечественная философия родилась в конце десятого века, когда происходила христианизация страны. Основной период пришелся во времена XI - XVII вв. В этот длительный исторический период произошло становление русской философии, а также ее идейных потоков, философия приобрела национальное своеобразие.
Большую известность на Руси в XIV-XVI веках получили мыслители - Максим Грек, Иосиф Волоцкий, Сергей Радонежский. Они развивали религиозно - философские представления о человеке, укрепляли русскую духовную культуру и национальное самосознание.
Одновременно на Руси появились ереси, выражающие вольнодумство, направленное против церкви. Все еретики критиковали христианские обряды и догмы, осуждали церковников за стремление к нравственной распущенности и обогащению. В ересях выдвигали идею равенства людей перед Богом.
Уже в XIV-XVII вв. философская мысль, в большой степени, стала переключаться на осмысление историко-философской и социально-политической проблематики. В данное время укреплялось и выделилось Московское княжество - центр будущего государства. Такой процесс отразился в самых разных формах общественного сознания, то есть - в литературе и религии, в философии, в устном народном творчестве.
Большое значение раннего периода история русской философии имеет в выделении важных идейных потоков отечественной философской мысли - нравственной, религиозной, историко-философской. В будущем все тенденции стали дополняться новым содержанием, обогатив национальную философию. Но в XII-XVII вв. философия не приобрела самостоятельность как культура, а стала изучаться в церковных учебных заведениях (например, в Киево-Могилянской академии и пр.), это помогало расширять пространство бытия в культуре общества.
XVIII век история русской философской культуры и мысли, ремесел и наук стала заметной вехой. Во многом это зависело от реформаторской деятельности Петра Великого, прорубившего «окно» в Европу, который смог открыть шлюзы для интенсивного взаимодействия европейской и русской культур. Также был учрежден Московский Университет, в нем основали философский факультет. Постепенно философия обрела светский характер, большое влияние на ее развитие оказывали немецкие и французские мыслители. В философии стал утверждаться европейский тип мышления.
Огромный вклад в развитие философского и научного мышления, именно в XVIII веке, внес М.В. Ломоносов – поэт, общественный деятель, мыслитель и ученый-энциклопедист. Он ввел ряд нововведений:
В философском смысле Ломоносов придерживался принципов античного атомизма, сформулировав закон сохранения движения и вещества, разработал механическую теорию теплоты и корпускулярную теорию строения материи. Ломоносов характеризовал материю - как нечто «делимое на нечувствительные части, непроницаемое, протяженное». Это есть то, из чего «состоит тело и от чего его сущность зависит». Все свойства материи (то есть покой и движение, противодействие и действие, отталкивание и притяжение и пр.) обусловлены внутренней природой, но не воздействием каких-то сверхъестественных сил.
Большое влияние на последующее развитие образования, философии и русской науки оказало творчество В.М. Ломоносова. Поэтому с его именем связывают формирование философии естествознания в России.
А.Н. Радищев сыграл очень важную роль в русском Просвещении как просветитель, философ и писатель. В философских взглядах Радищев придерживался только материалистического мировоззрения. В своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» рассмотрел природу как многообразие самых разных форм материи («телесности»), созданных из хаоса всесильным Божеством. Согласно его мнению, природа состоит из многих предметов, которые имеют свою форму, делимость, твердость, движение и многие другие свойства. Такая природа существует независимо от человечества и человека, образовывается в процессе эволюции более развитых существ. Человеком называют совершеннейшую из тварей", и представляет произведение природы: ему свойственно наличие речи и разума; способность к общественной жизни.
Душа же после смерти тела может возрождаться в иных телах. Данный процесс делает бессмертным человеческий род. Именно по убеждению Радищева, главной движущей силой любого общества является разум человека разных явлений - ремесел и науки, искусства. Важную роль в истории всегда играет народ и все выдающиеся личности. Каждый народ способен к прогрессу, имея для этого все нужные способности и предпосылки.
Рисунок 1. Материалистическая философия XVIII века
Русская философия является феноменом мировой философской мысли. Феноменальность ее заключается в том, что:
Одновременно русскую философию отличает ее всесторонность, глубина, довольно специфический круг исследуемых проблем, иногда непонятных для Запада.
К характерным чертам русской философии относятся: