Восточная философия - это большая часть мировой философии, которая представлена не только традиционными взглядами философов Индии и Китая, но и Вавилона, Персии, Японии и Кореи, позже и других мусульманских стран.
Формирование философии Востока припадает на то же время, что и древнегреческой (середина I тыс. до н. э.), хотя и имеет ряд отличительных черт - религиозность, интуитивизм, спиритуализм обращение к внутреннему миру человека.
Восточная философия возникает на фоне перехода от мифологического мировосприятия к взгляду на мир, который опирается на знание, приобретенное путем интеллектуального поиска.
Индийская философия развивается неразрывно с религией - сакральные знания, верования в обычаи и традиции, а также архаическую практику. В письменных памятниках показана не только духовная жизнь Индии, но и экономика и устройство социума, степень познания окружающего мира и многое другое. Только в VI-V веке до нашей эры возникают философские школы, которые критически относятся к учению Вед. Так, формируются ортодоксальное и неортодоксальное течения на базе которых и происходит становление систем философии Индии - веданта, ньяя вайшешика, санкхья, буддизм, йога и другие.
«Сансара», «карма», «нирвана» - это категории основных понятий древнеиндийской философии. «Сансара» - это постоянный круг реинкарнацией, что доставляет душе жестокие страдания. «Карма» напрямую связана с нравственной деятельностью человека и последующим воплощением - закон причинности, иными словами, сила, что способна запускать колесо сансары. Концепт «нирвана» трактуется как достижение состояния спокойствия, ощущение единства со всем сущим, путем преодоления кармы, сансары.
Сиддхартха Гаутама (Будда) - создатель концепции буддизма, живший в VI-V веке до нашей эры.
Основным догматом мировой религии считается сострадание, а цель учения Будды — показать человеку путь самосовершенствования, ведущий к избавлению от мирского страдания к успокоению и состоянию единого целого со всем сознанием Космоса.
Особенности индийской философии:
Наиболее авторитетными школами в становлении философской мысли Поднебесной стали даосизм и конфуцианство. Учение даосизма, создано Лао-Цзы в VI -V вв.до н. э. Ключевыми понятиями даосизма являются «Дао», «инь-ян», «ци», «цзы».
«Дао» - естественный путь вещей, закономерность материального мира, как первопричина всего сущего. Дао существует объективно, оно вечно и необъятно; это органическая целостность Космоса и космический закон гармонии. Для отдельного человека - это необходимая мера поведения, собственный путь для создания гармонии.
Понятие «инь-ян» представляет собой символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. «Ци» - субстрат мира, отвечающий за равновесие сил добра и зла - инь-ян. «Цзы» - необходимое знание для того, чтобы действовать правильно в мире материи. Кроме того, категория «Цзы» в себя и обозначения человека-учителя, применяющего это знание для достижения гармонии, упорядочения космической системы Небо-Человек-Земля. Основной идеал даосов со стороны этики принцип «у-вэй» - «недеяния» - отрешению от преднамеренной активности, позволяющей человеку влиться в обычный режим жизни Космоса.
Второе течение китайской философии конфуцианство, основоположником которого стал мыслитель Конфуций.
В противовес другим философским системам Востока конфуцианство ставит своей целью достижение сильного и экономически стабильного государства, а также процветающего общества.
Благополучие и развитие социума достигались путем поддержки традиций и самосовершенствованием со стороны нравственности каждого человека. Согласно конфуцианству, порядок в государстве - главное требование для того, чтобы сохранить космическою гармонию. Конфуцианство в I веке до нашей эры приобретает государственной идеологии.
Самым знаменитым последователем Конфуция стал Мэн-цзы, который придерживался мнения о том, что жизнью человека управляет «воля неба», именно она распорядилась о том, чтобы «сын неба», посланник, а именно мудрый правитель руководил страной.
Исходя из учения Мэн-цзы, человек обладает четырьмя врожденными чувствами:
Во время правления династии Сун (X-XI век) возникает новая философская школа неоконфуцианство. Представителей этого течения интересует проблема космогонии, натурфилософии, онтологии. Неоконфуцианство превыше всего ставит нерушимость социальных порядков. Вплоть до начала ХХ века это течение взяло доминирующее место в философской системе Китая. Идеи даосизма, легизма, моизма, конфуцианства заложили основные положения уникального мировоззрения китайского народа.
Философия мусульманского мира сосредоточивается на главных понятиях ислама, в частности, о предназначении человека.
Среди философов мусульманского мира самыми известными стали:
Мутазилитами называли людей, которые стали «обособившиеся», т.е. отделились. Основоположником этого движения стал Васыл Ибн-Ата. Для таких вопросов, как предназначение, единство и справедливость Творца исламе, мутазилиты применяли доводы логики и философии для обоснования теологических проблем. Признавали и возможность человеку выбирать, иметь свободу воли.
Авиценна (980-1037 гг.) - один из всех мыслителей арабоязычного Востока, который похоже смотрит на мир с древнегреческим философом Аристотелем. Его также интересуют проблемы онтологии гносеологии. Отношения между Богом и миром философ разъясняет так: в Боге сущность равна всему существованию, а мир телесных вещей создается посредством эманации божественной энергии. Что касается вопросов познания мира, мыслитель придерживается гностицизма. Разум человека благодаря логике и философии способен достигнуть сознания божественного. Проблему понятий можно решить исходя из номинализма: действительно общее находится в мышлении, а не в самых вещах.
По Аверроэсу философия и теология определяются как компетенции, находящиеся на разных уровнях познания: философское учение направлено на познание окружающего мира, а теология — на познание человеком божественного. Мыслитель руководствуется при суждении о мире из того, что он не создан, а был всегда. Сам Бог тождественный со всеми природными силами, которые действуют в мире. Бессмертие души человека невозможно, но разум провозглашён бессмертным.