Возникновение философии в Индии


Возникновение философии в Индии

История возникновения индийской философии

Замечание 1

Индийская философия – это совокупность философских учений индийских мыслителей, живших в разное время. Возникновение индийской философии принято относить примерно к середине 1-го тысячелетия до н.э. Вэто время на территории современной Индии начали возникать государственные образования. Во главе первых индийских государств стоял раджа, власть которого держалась на поддержке крупных землевладельцев и жреческой знати. По-прежнему имели значения патриархальные отношений между классами правителей и рабочих. В Древней Индии общество делилось на определённые группы, варны, которые впоследствии стали основой кастовой системы Индии.

В Древней Индии было четыре варны:

  1. Брахманы (варна жрецов);
  2. Кшатрии (варна военной аристократии);
  3. Вайшьи (варна мелких земледельцев, ремесленников, торговцев);
  4. Шудры (слуги, наёмные рабочие).

Варна брахманов находилась на верхушке, а шудры в самом низу социальной стратификации древнеиндийского общества. Шудры находились в подчинении у представителей трёх других классов. Шудры не имели права на общинную собственность, не участвовали в решении дел общины, и даже не могли вступать в них. Кастовое неравенство древнеиндийского общества подкреплялось и обосновывалось религией. Жреческая знать вносила большой вклад в общественные отношения и оказывала влияние на религиозную идеологию, а жрецы были образованны и обладали специальными знаниями.

Самый древний памятник индийской литературы – Веды. В Ведах выражено древнее предфилософское, религиозное мировоззрение, в котором заключены представления о мире, о месте человека в мире, и о нравственном поведении человека. Веды делятся на четыре части. Самхиты – это самая главная часть ведической литературы. Произведения трёх остальных групп по сути дела представляют из себя комментарии и дополнения к Самхитам. Самхиты состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа, которая представляет из себя сборник религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н.э.). Вторая часть Вед – Брахманы, который представляет из себя собрание ритуальных текстов. На этих текстах основывалась религия брахманизма, которая имело место быть до появления буддизма. Третья часть Вед – Араньяки, заключающая в себе свод правил для ведения жизни отшельника. Завершают Веды Упанишады, в которых присутствует философское содержание. Исследователи полагают, что Упанишады возникли около 1000 г. до н.э.

Уже во времена, когда господствовали мифологические и религиозные представления, отражённые Ведах и в Упанишадах, начали формироваться зачатки философского сознания.

Периодизация индийской философии

В развитии индийской философии исследователями принято выделять три больших периода:

  • Ведийский (1500 - 500 гг. до н.э.);
  • Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.);
  • Идуистский (начиная с 1000 г. н.э.).

Ведийский период. В этот период в индийской философии господствуют представления и предписания вед, в особенности Ригведы, а также брахманизма. Характерная черта картины мира в этот период –плюрализм, который заключался в том, что человек, божества, элементы живой и неживой природы, времена года, духовные способности, части тела и т. д. представляют из себя некие субстанции, наделенные жизнью и неразрывно связанные друг с другом. Все элементы мира, боги и люди, согласно философским и религиозным представлениям этого периода, могут проникать и превращаться друг в друга, и этого возможно достичь с помощью магических ритуалов.

Мировые процессы в ведический период индийской философии рассматриваются как преобразование и совершенствование первоначальной сущности, пуруши. В текстах упанишад, одним из ключевых, является концепция о всеобщем единстве, согласно которой в основе всего мироздания, всего космоса лежит вечно сущее, и это вечно сущее называется Брахман. Из Брахмана возникло всё многообразие существующего мира. Брахман тождественен вечному ядру индивида, Атману. Также, в этот период формируется учение о переселении душ, согласно которому новая жизнь живого существа будет зависить от кармы. В ведический период господствовало представление о том, что человек стремится выйти из сансары, или круговорота повторяющихся рождений посредством ведения аскетического образа жизни и достижения высшего знания.

Классический период. В этот период индийской философии центральное место занимает этическая проблематика. Представители таких течений в философии, как материализм, агностицизм и фатализм встают в оппозицию к брахманам и реформистам. В этот период, наряду с брахманизмом, заметную роль и значимость приобретает атеистическая локаята. Возникают и развиваются философские школы, которые называются даршаны. Позднее, даршаны разделяют на ортодоксальные и неортодоксальные.

Идуистский период. Данный период характеризуется упадком буддизма в Индии, джайнизм также перестаёт быть значимым ориентиром в жизни людей, но неортодоксальные течения индийской философии, прежде всего ньяя, веданта и вайшешика продолжают развиваться. Отличительная черта этого периода – это возникновение вишнуитской и шиваитской учений, которые в пытались обосновать и доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Огромное влияние на эти учения оказывали тантризм и шактизм. С 1000 года в индийской философии под влиянием исламской религии, формируется ряд вероучений, монотеистических по своей природе, например кабирпантхи, сикхизм.

Школы индийской философии

Отличительной чертой древнеиндийской философии является деление философских школ, даршан, на две большие группы:

  • Ортодоксальные, которые признавали авторитет Вед и опирались на них;
  • Неортодоксальные, которые не признавали авторитета Вед.
Замечание 2

Большинство из даршан были ортодоксальными и религиозными. Среди ортодоксальных даршан можно выделить следующие: миманса, санкхья, веданта, йога, ньяя, вайшешика. Важно отметить, что среди ортодоксальных школ были и такие, в которых присутствовали элементы материалистической философии. К неортодоксальным даршанам относятся: буддизм, джайнизм, и школа чарваков-локаятиков.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :