Индийская философия – это совокупность философских учений индийских мыслителей, живших в разное время. Возникновение индийской философии принято относить примерно к середине 1-го тысячелетия до н.э. Вэто время на территории современной Индии начали возникать государственные образования. Во главе первых индийских государств стоял раджа, власть которого держалась на поддержке крупных землевладельцев и жреческой знати. По-прежнему имели значения патриархальные отношений между классами правителей и рабочих. В Древней Индии общество делилось на определённые группы, варны, которые впоследствии стали основой кастовой системы Индии.
В Древней Индии было четыре варны:
Варна брахманов находилась на верхушке, а шудры в самом низу социальной стратификации древнеиндийского общества. Шудры находились в подчинении у представителей трёх других классов. Шудры не имели права на общинную собственность, не участвовали в решении дел общины, и даже не могли вступать в них. Кастовое неравенство древнеиндийского общества подкреплялось и обосновывалось религией. Жреческая знать вносила большой вклад в общественные отношения и оказывала влияние на религиозную идеологию, а жрецы были образованны и обладали специальными знаниями.
Самый древний памятник индийской литературы – Веды. В Ведах выражено древнее предфилософское, религиозное мировоззрение, в котором заключены представления о мире, о месте человека в мире, и о нравственном поведении человека. Веды делятся на четыре части. Самхиты – это самая главная часть ведической литературы. Произведения трёх остальных групп по сути дела представляют из себя комментарии и дополнения к Самхитам. Самхиты состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа, которая представляет из себя сборник религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н.э.). Вторая часть Вед – Брахманы, который представляет из себя собрание ритуальных текстов. На этих текстах основывалась религия брахманизма, которая имело место быть до появления буддизма. Третья часть Вед – Араньяки, заключающая в себе свод правил для ведения жизни отшельника. Завершают Веды Упанишады, в которых присутствует философское содержание. Исследователи полагают, что Упанишады возникли около 1000 г. до н.э.
Уже во времена, когда господствовали мифологические и религиозные представления, отражённые Ведах и в Упанишадах, начали формироваться зачатки философского сознания.
В развитии индийской философии исследователями принято выделять три больших периода:
Ведийский период. В этот период в индийской философии господствуют представления и предписания вед, в особенности Ригведы, а также брахманизма. Характерная черта картины мира в этот период –плюрализм, который заключался в том, что человек, божества, элементы живой и неживой природы, времена года, духовные способности, части тела и т. д. представляют из себя некие субстанции, наделенные жизнью и неразрывно связанные друг с другом. Все элементы мира, боги и люди, согласно философским и религиозным представлениям этого периода, могут проникать и превращаться друг в друга, и этого возможно достичь с помощью магических ритуалов.
Мировые процессы в ведический период индийской философии рассматриваются как преобразование и совершенствование первоначальной сущности, пуруши. В текстах упанишад, одним из ключевых, является концепция о всеобщем единстве, согласно которой в основе всего мироздания, всего космоса лежит вечно сущее, и это вечно сущее называется Брахман. Из Брахмана возникло всё многообразие существующего мира. Брахман тождественен вечному ядру индивида, Атману. Также, в этот период формируется учение о переселении душ, согласно которому новая жизнь живого существа будет зависить от кармы. В ведический период господствовало представление о том, что человек стремится выйти из сансары, или круговорота повторяющихся рождений посредством ведения аскетического образа жизни и достижения высшего знания.
Классический период. В этот период индийской философии центральное место занимает этическая проблематика. Представители таких течений в философии, как материализм, агностицизм и фатализм встают в оппозицию к брахманам и реформистам. В этот период, наряду с брахманизмом, заметную роль и значимость приобретает атеистическая локаята. Возникают и развиваются философские школы, которые называются даршаны. Позднее, даршаны разделяют на ортодоксальные и неортодоксальные.
Идуистский период. Данный период характеризуется упадком буддизма в Индии, джайнизм также перестаёт быть значимым ориентиром в жизни людей, но неортодоксальные течения индийской философии, прежде всего ньяя, веданта и вайшешика продолжают развиваться. Отличительная черта этого периода – это возникновение вишнуитской и шиваитской учений, которые в пытались обосновать и доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Огромное влияние на эти учения оказывали тантризм и шактизм. С 1000 года в индийской философии под влиянием исламской религии, формируется ряд вероучений, монотеистических по своей природе, например кабирпантхи, сикхизм.
Отличительной чертой древнеиндийской философии является деление философских школ, даршан, на две большие группы:
Большинство из даршан были ортодоксальными и религиозными. Среди ортодоксальных даршан можно выделить следующие: миманса, санкхья, веданта, йога, ньяя, вайшешика. Важно отметить, что среди ортодоксальных школ были и такие, в которых присутствовали элементы материалистической философии. К неортодоксальным даршанам относятся: буддизм, джайнизм, и школа чарваков-локаятиков.