Виды познания в философии


Виды познания в философии

Определение понятия "познание"

Определение 1

Познание — это жизненно важный процесс взаимодействия человека с миром. Он направлен на получение нового знания.

Познание обусловлено общественно-исторической деятельностью, в ходе которой человек приобретает и перерабатывает новое знание. Познание приводит к получению новой информации для удовлетворения потребностей человека, однако получив новое знание, возникают новые потребности, более сложные. Поэтому познание это бесконечный процесс поиска, углубления и совершенствования имеющихся знаний. Раздел науки, изучающий особенности познания, называется гносеологией (эпистемологией). Эта наука стремится найти ответы на такие вопросы как «Возможно ли познание мира в принципе?» , «Существуют ли пределы познавательной деятельности человека? », «Какие методы применяются в ходе познания?» , «Что такое истина?» и т.д.

Виды познания

Виды познания — это формы приобретения новых знаний.

Обыденное познание — это познание внешнего мира в процессе повседневной жизни. Оно основано на житейском опыте и здравом смысле. Человек познает и накапливает опыт при помощи наблюдения и смекалки. На опыт человека наслаивается опыт других людей, поколений, культуры и истории. Все это закладывает фундамент для общепринятых знаний, правил, которым следуют люди в повседневной жизни. Эмпиризм, то есть чувственное восприятие при помощи органов чувств, здесь играет первостепенную роль. Этот вид познания обогащается знаниями из других областей, науки и культуры. Однако житейская мудрость не может дать полного знания об объекте, но и умалять его роль тоже не стоит. Иногда именно смекалка и здравый смысл способны привести человека к открытиям, которые невозможно сделать в научной лаборатории.

Художественное познание — это процесс формирования художественных образов, произведений искусства. При образном постижении действительности человек стремится отразить мир обобщенно и себя в нем. При этом виде познания формируется образ, как итог синтеза интеллектуальных и эмпирических начал. Образ в искусстве ассоциативен, многозначен, оригинален и метафоричен. Значение роли художественного познания при постижении мира высоко. Г. Риккерт разделив все науки на науки о природе и науки о культуре, замечает, что для постижения мира недостаточно только рационалистического подхода. Ведь мир многогранен, сложен. Применяя рационалистический подход, по Риккерту, мы строим мосты через поток реальности, но она просачивается через сети абстракций.

Замечание 1

Художественное познание создает такую картину мира, где все вещи взаимосвязаны, между ними нет границ и противоречий, которые возникли бы в логике. Благодаря процессу метафоризации преграды между предметами легко преодолимы, что невозможно при помощи понятийного мышления. Поэтому художественное познание дополняет рациональное.

Другая черта художественного познания заключается в том, что мысля художественными образами человек способен познавать мир как единый и целостный. Так по мнению Э. Кассирера прибегнув за помощью к логике, невозможно охватить бытие как целостное и единое образование, человек может абстрактно-понятийным путем столкнуться с тем, что единство мира будет ускользать от него и поиски истины зайдут в тупик. При художественном познавательном процессе человек следует формуле «Все во всем», когда какую-либо часть изучаемого объекта можно считать условно заменяющим целый объект.

Игровое познание — это вид познания, осуществляющийся в действиях, в которых включен игровой элемент (спортивные соревнования, интеллектуальные игры и т. д.). Это одна из первых сложившихся форм познания, при которой индивид предстает активным действующим лицом и в ходе деятельности получает большой объем знаний, вбирает в себя знания о культуре и социуме. Само понятия «игра» в современной науке очень широко употребляется и все чаще близко к специфическим игровым сценариям и игровым моделям. В них имитируются сложные ситуации и решаются специфические научные задачи.

Религиозное познание — в основе познания лежит вера в сверхъестественное. Такое познание опирается на веру, убеждения, житейскую мудрость. Рефлексия при религиозном познании осмысляется через негативный опыт человека, который приводит его к решению изменить свою жизнь. Религиозное познание осуществляется за счет интуитивно-мистических способов таких как откровение и медитация.

Определение 2

Откровение — это истина, посланная Богом, для самоосмысления. Медитация — наблюдение за предметом при полной погруженности в него.

Философское познание — вид познание, направленный на формирование обобщенных теорий и концепций о существование мира и человека.

Философия и математика появились в древнегреческой культуре и ознаменовали собой формирование теоретической мысли. Этот вид познания начался с вопроса, который до сих пор не теряет своей актуальности: «Каков мир, в котором мы живем?» .

Философские познавательные задачи носили специфический характер:

  • Универсальный характер познавательной деятельности. Античный философ Аристотель утверждал, что задача других наук изучать конкретные стороны бытия, в то время как задача философской науки в постижении универсальных законов бытия. И.Кант считал что главная задача философии заключается в систематизировании знаний других наук.
  • Стремление к сверхопытному знанию. Познание здесь тяготеет к бесконечному углублению и расширению своих границ. Пытаясь ответить на сложнейшие философские вопросы, мыслители в итоге достигают такой степени всеохватывающего познания, которое невозможно человеческому интеллекту. И. Кант писал, что человек в своей познавательной деятельности в результате доходит до таких вопросов, на которые ответов не может дать никакой опыт. Кант стремился ответить на вопрос «Что я могу знать?» , а из этого вопроса вытекают такие вопросы как «Возможно ли познать мир?», «Каковы границы человеческого познания?», «Какие вопросы являются философскими, а какие научными?», «Каким образом мы получаем знания о мире?» этими вопросами и отличается философия от других наук.

Научное познание — познание окружающего мира при помощи применения научных методов с целью поиска объективного знания о действительности.

Специфические черты научного знания: осмысление мира в настоящем, прошлом и будущем времени; достоверность и обобщение фактов; поиски необходимого, скрывающегося за случайным, за частным — общего.

Научный познавательный процесс происходит на двух уровнях:

  1. Эмпирическом — исследуются внешние свойства и связи объекта, собираются факты и обобщаются. Полученные данные подлежат классификации и анализу.
  2. Теоретическом— изучает внутренние свойства объекта и связи. Постигает внутренние своства объекта за счет преобладания рационалистического подхода. Собранные факты на эмпирическом уровне здесь обрабатываются рационалистическим путем. Цель этого познания — открывать законы, закономерности,
Замечание 2

Эти уровни познания взаимосвязаны и на разных стадиях познавательного процесса переходят из одного в другой.

У научного познания выработаны свои приемы и методы. Накопление знаний осуществляется за счет наблюдения, эксперимента, моделирования. Развитие знаний происходит при помощи анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагировании и т.д.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :