Вещь в себе – существование вещи самой по себе, независимо от познания.
Определение вещи в себе органично связано с формированием материализма. Многие философы имеют разнообразные точки зрения на данное определение.
Дж. Локк считал, что философия природы является познанием начал, свойств и действий разных вещей, каковы они сами по себе. По мнению Дж. Беркли материалистическому основоположною противопоставит отвержение «объектов в себе». Д.Юм расходился во мнении с Беркли, полагая, что имеется какое-то незнакомое, необходимое нечто в качестве причины восприятий человека. Лейбниц отождествлял “вещь в себе” с духовными первоэлементами. Мальбранш считал, что "вещи в себе" созерцание бога. Бонне, различал «явления» и «вещь в себе», выделял преимущество в том, что философия "скромно" разыскивает то, что вещь представляет "в силу отношения к человеку". Также высказывали свое мнение Мендельсон, Тюрго и Д'Аламбер, у которых уже встречалось понятие "вещь в себе и для себя".
Особенное значение проблемы «вещи в себе» и об ее познаваемости заслужил в философии И. Канта.
Кантовская философия – философия Канта, построения разумной жизни человека, которая ищет ясные аргументы для обоснования научного знания.
В разнообразные периоды своего творчества Кант по-разному истолковывал проблему о существовании и познаваемости «вещи в себе»:
Кант утверждал, что за границами чувственных феноменов имеется непознаваемая реальность, имеющая в теории познания только лишь максимально абстрактное «чистое» определение (поитепоп). Ноумены не приносят ничего для знания вещи в себе, но разрешают о них размышлять как об интеллигибельных сущностях и только. И. Кант был твердо уверен, что мир вещей в себе есть, но утверждал, что вещь в себе (как определение о существовании такой), преисполняет несколько разнообразных и по-своему совершенно назначенных функций.
Основных функций определения «Вещь в себе» по мнению И. Канта четыре:
Философы-идеалисты критиковали определение И. Канта "вещь в себе" с двух точек зрения: субъективные идеалисты (И. Г. Фихте, махисты) считали, что будто определение об объективно имеющейся "вещи в себе" не обеспеченно и должно быть откинуто; Гегель с позиции объективного диалектического идеализма считал, что не само понятие об объективно имеющейся "вещи в себе", а учение субъективных идеалистов и агностиков (Юм, Кант) о непознаваемости "вещи в себе" и о непереходимой границе, которое отделяет "вещь в себе" от явления.
Чтобы перенести решение проблемных конфликтов и противоречия – общественно-исторических и нравственных – в мыслимый мир, понадобилось использовать идеалистическую трактовку главных понятий абстрактной философии. И.Кант являлся идеалистом в этике и философии, но не из-за того, что его теория познания являлась идеалистичной. А скорее, напротив, теория существовала как идеалистичная картина, так как философия истории и этика казались идеалистическими. Во времена Канта немецкая действительность целиком и полностью отвергала возможность решить реальные противоречия жизни общества.
Исходя из этой причины, философское мировоззрение И.Канта сформировалось в традиционном русле идеализма под влиянием, с одного края, Юма, а с другого – Вольфа и Лейбница. Не совместимость этих традиций и попытки провести анализ их взаимодействие отображено в учении И. Канта о границах и формах верного знания.
Философское мировоззрение – это теоретическое суждение на окружающий мир с позиции активного существа, которое осознает самого себя и то, с чем он взаимодействует.