С понятием бессознательного связаны такие понятия как «психика» и «сознание». При этом психика выступает более общим понятием, охватывающим все человеческие ощущения, память, внимание, чувства, другими словами, психика охватывает все психические процессы, на основе которых и зиждется внутренний мир человека. Она включает в себя бессознательные элементы.
Проявлением бессознательного являются:
Бессознательное — это сложное явление, низший уровень психики, который влияет на поступки человека, но им не осознаются. Таким образом, все действия человека, основываясь на психоанализе, рассматриваются как совокупность сознательного и бессознательного.
Проблема бессознательного интересует философов с античности. К нему обращались Платон, Лейбниц, Декарт, Шеллинг. В XX веке благодаря работам австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда и швейцарского психолога Густава Юнга.
У Платона проблема бессознательного проявляется в его учении о припоминании, Анамнесисе, это учение можно считать предысторией будущих исследований.
В работе Декарта утверждается тождество между психическим и сознательным, предполагая, что кроме сознания ничего нет, только физиологическая природа мозга.
К.Б. Лейбниц в работе «Монадология» рассматривает понятие бессознательного как низшую форму душевной деятельности. В его работе проблема бессознательного приобретает фундаментальное значение.
Существенны для изучения этой категории являются работы И. Фихте и Ф. Шеллинга. В их работах бессознательное противоположно трансцендентальной субъективности и охватывается ею. У Шопенгауэра бессознательное это бессознательная воля, удел которой лишь стремление к удовольствиям.
Д. Гартли предложил материалистическое понятие бессознательного, считая, что бессознательное связано с работой нервной деятельности.
И. Кант рассматривает бессознательное в соотношении с интуицией. А теоретики романтизма считали бессознательное — источником творческой силы.
В XIX веке начинается изучение этого понятия психологами. Важным и отличным от предыдущих работ в психоанализе является то, что психологами и психиатрами бессознательное рассматривается не как противоположность сознанию, а как элемент ее структуры.
Согласно идеям психоанализа, именно бессознательному отдается главенствующая роль в жизни человека. Поэтому «Я» не является хозяином в собственном доме». От этого, многие наши действия и поступки оказываются не подвластными нам, человек сам себя не может понять, склонен сомневаться в правильности своих решений.
Бессознательное, как писал З. Фрейд, вместе с сознательным является основанием для психоанализа, только благодаря бессознательному возможно научное исследование сложных процессов сознательной жизни. Бессознательное представляется собой термин психоанализа, согласно которому психический элемент вытесняется из зоны сознательного и в результате этого вытеснения становится бессознательным. Переходу же обратно из бессознательного в сознательный психический элемент препятствует сопротивление. Смысл психоанализа и заключается в помощи человеку путем вывода бессознательных болезненных проявлений.
Бессознательное, или Оно, - это та зона, в которой все строится согласно «принципу реальности». Сознательное, или Я, напротив руководствуется принципом реальности и пытается бороться с бессознательным.
З. Фрейд предлаагет следующую структуру психики:
З. Фрейд сводит всю жизнь человека к борьбе с бессознательными низменными потребностями, а культуре отведена роль при этом области для сублимации психической энергии.
К. Г. Юнг, ученик Фрейда, подвергает критике теорию своего учителя, в которой пансексуализм имеет центральное значение. Согласно Юнгу, бессознательное обладает следующими свойствами:
В отличии от теории Фрейда Юнг не считает, что бессознательное действует во вред человеку, а, напротив, защищает человека и помогает ему развиваться.
В советской школе проблемой бессознательного занимались И.П. Павлов, И.М. Сеченов в связи с гипнотическими состояниями и изучением сна, явления автоматизма.
В наши дни рассматриваются возможности изучения бессознательного путем создания кибернетических представлений и методов моделирования.
Большее значение для последующего хода развития науки имеет открытие Юнгом не только индивидуального бессознательного, но и коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное — всеобщая сверхличностная природа, носителями которой являются архетипы, присущими с самого рождения всем людям.
Выделяют такие архетипы как: анима (женское начало); анимус (мужское начало); спаситель; герой; тень; чудовище и др.
Архетипы представляют некие символы-образы, которые не могут быть схвачен рационально.
Карл Юнг видит мир как совокупность противоположностей, которые переткают друг в друга. Высшим уровнем бытия являются материя / психика. Психику, как было указано выше, он разделяет на коллективную и индивидуальную, а также сознательное и бессознательное.