Философская антропология – это учение о природе и сущности человека, создание целостного учения путем использования различных наук (психологии, биологии, социологии и др).
В широком смысле философская антропология считается дисциплиной, развивающейся с 1920-1950г. в основном в немецкой философии, и лишь затем распространяющееся в другие страны.
Начало и развитие философской антропологии связанно с такими деятелями, как:
Рисунок 1. Развитие философской антропологии
М. Шелер – основоположник данной философской дисциплины. Он выделил следующие ступени развития психического:
Дух, в сою очередь, дает возможность познать бытие как сущность, а сущность философ видит в любви, а не в мышлении. Всякое познание основывается на укоренении в любви. Мышление, любовь, чувства, волнения, все это составляет основу личности, обеспечивая ее уникальность.
Плеснер представляет философскую антропологию, как сложную науку, основанную на философии «живого бытия» и «его естественных компонентов». Данное направление отбрасывает все разделения познания на естественные и гуманитарные науки, антропология должна охватывать не только социально-культурные, но и природно-органические формы. Философская антропология может быть построена только с помощью философской биологией. Исходя из этого следует рассматривать проблему отношения тела к собственной границе, искать определенность человека в сравнении с другими живыми существами, при этом рассматривая человека как одну из ступеней органического мира.
Плеснер противопоставляет свою антропологию экзистенциальной философии, призывая к «жизни, связанной с телом», к рождающему, живущему и умирающему человеку, отрицая при этом «заброшенность», «бытие-к-смерти», «экзистирование». Заостряя внимание на особенностях психики человека, Плеснер замечает отличие человека от животного, его эксцентричностью (например, смехом или плачем).
В отличии от Плеснера, Гелен в своей антропологии вообще отказывается от метафизики, предлагая основываться только на философской природе. С его точки зрения человек существо неискоренённое в природе, не имеющее прочной позиции в мире животных. В отличии от животных человек решен полноценных инстинктов, при этом не находится в гармонии с окружающим миром. Это толкает человека на ряд определенных действий, в следствии чего создается искусственный мир культуры, в котором человек может формировать влечения, не заданные инстинктами.
Чуть позже Гелен обращает свое внимание в сторону социальных институтов, позволяющие человеку определять личностные мотивации, освобождаться от постоянного принятия решения.
Сам термин антропологии употребляется в трех основных смыслах:
Общим для всех представителей философской антропологии служит поиск специфических отличий человека от других существ, в частности с миром животных. Хотя на протяжении всего времени развития антропологии ученые и философы делились на две разные группы «биологическая антропология» и «культурная антропология», хотя цели у обеих цели были едиными. Намного реже, но все же относят, к этим учениям еще и религиозную антропологию, к которой можно отнести труды таких теологов как Нибура, Гогартена и др.
В 1970-е философская антропология перестает существовать как отдельная дисциплина и становится своего рода областью исследования, в которых философия сочетается с медициной, педагогикой, естественными науками. Так же она становится предметом, преподаваемым на философских факультетах.
Неомарксизм, в свою очередь, занял неоднозначную позицию по отношению к философской антропологии. Он критикует ее со стороны историзма, улавливая в попытках существования как самостоятельной дисциплины натурализм. С другой же стороны многие приверженцы неомарксизма стараются преодолеть антропологический дефицит за счет разработки философии человека.