Эпикур (341-270 в до н.э.) – древнегреческий мыслитель, основоположник одного из наиболее популярных учений – эпикуреизма. Выросший в семье учителя, он начал изучать философию с 14 лет, после знакомства с одной из работ Демокрита. Самого себя философ считал самоучкой, при этом достаточно нелестно отзывался о всех своих учителях, хотя это было свойственно многим мыслителем этого времени. Вскоре Эпикур основывает свою собственную школу, которую назвали «Сады Эпикура».
Свою философию Эпикур разделял на три части:
Так как в основу теории познания Эпикур вкладывал каноны истины, то и назвал он ее соответственно «каноникой». Идя против учений Платона и Аристотеля, Эпикур считал главным критерием истины ощущения, в которых дается нам жизнь. Разум же наоборот, считает полностью зависимым от ощущения. Из-за ошибочных суждений, что дают нам ощущения, Эпикур считал, что чувственное познание непогрешимо. Также в канонике Эпикура присутствует вторичные критерии истины: «предвосхищение» и «претерпивание».
«Предвосхищение» - это «памятование того, что часто являлось нам из не» и чувственные восприятия. Все это общее представление, возникающее при чувственных восприятий из единичных представлений.
«Претерпивание» - скорее это критерий отношения к вещем, чем критерий истины. В соответствии с этическими принципами, это основа моральных оценок.
Интуиция определяется как основа образного броска мысли. Эпикур считает, что «истино только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли». Итог теории познания Эпикура в том, что нет ничего сверхчувствительного, даже если бы оно и было мы все равно не смогли бы его воспринять, так как ничего кроме чувств у нас нет. Именно из этого и следует материализм и атеизм.
В своем учении о физике Эпикур полностью поддерживал сторону Демокрита об атомах. Чувственный опыт полностью подтверждает учение Демокрита, так как перемещение разных сред невозможно объяснить без предположения о том, что они состоят из малейших частиц. И все же атомы не могут делиться постоянно, потому что тогда материя бы рассеивалась в пустоте, и никаких тел не было бы. Но если рассмотреть в подробностях учения Эпикур сильно отходит от учения Демокрита.
Эпикур сводит движение атомов к движению вниз, которое заведомо есть свойство материи. Демокрит же предполагал, что в бесконечности нет ни низа, ни верха. В отличии от Демокрита, Эпикур утверждал, что атомы при своем спонтанном движении мало отклоняются от прямой линии, как будто атом обладает некой свободой воли. Иначе бы атомы низменно падали все ниже и ниже.
Так же Эпикур позаимствовал у атомистов первые учения о душе, состоящей из мелких подвижных атомов. Он придерживался мнения, что после смерти душа рассеивается, не имея никаких ощущений.
Эпикур считал идеалом человека мудреца. Стремление познать природу освобождает человека от страха смерти, а также от страха суеверий. Эпикур предполагал, что смерть это полное отсутствие ощущений. «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»
Эпикур различал несколько видов желания:
Но не все желания могут быть удовлетворены, поскольку за некоторыми могут следовать разочарования. Поэтому мудрец должен быть осмотрительнее.
Эпикур считал Бога существом бессмертным и блаженным. Хоть Эпикур и считался безбожником, но все же отводил в своем учении место и богам, хотя утверждает, что человеческие суждения ложны. Он заявлял, что боги существуют, но в том виде в котором они есть, им нет до нас никакого дела, и наказывать нас они не будут, так как не замечают нашего существования.
Однако сам мыслитель не верил в богов, это была своего рода сделка с верованиями толпы, так как спорить с ними было бы опасно.