Аксиология образования
Перемены, которым подвержено общество, подталкивают к поиску новых важных ценностей для молодежи, включение их в воспитательный процесс.
Культурный кризис и развитие ценностной сферы способствует развитию педагогической аксиологии, как подхода в осмыслении педагогического явления.
Современной педагогике присущ аксиологических подход, в которой ученик рассматривается как ценность общества. Из этого следует, что аксиология является основой современной педагогики.
Понятие ценности является основным понятием аксиологии, которое характеризует социокультурное значение явлений.
Ценности педагогической аксиологии:
- Научно-педагогическое исследование. Результаты исследования характеризуются общенаучными критериями новизны и актуальности. все зависит от типа исследования. В зависимости от эффективности, оценка может быть с позиции: научной, практической и социальной.
- Инновационная деятельность. Если данный результат близок к цели образования, то процесс как ценности обладает большой социально-педагогической значимости. Данный критерий тоже может выражаться через новизну педагогических явлений. Усвоение новых знаний невозможно без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без системы педагогических ценностей.
- Педагогические явления. Педагогическая аксиология занимается рассмотрением не только новшеств, но и к тем явлениям в педагогике, которые давно и надежно обосновались в ней.
Замечание 1
Педагогические явления занимают лидирующую позицию в списке педагогической аксиологии. Следует помнить, что любое педагогическое действие может получить оценку.
Приоритетные задачи педагогической аксиологии
- Анализ развития педагогической теории через теории ценностей
- Определение ценностных оснований образования
- Разработка ценностных подходов к определению стратегии
- Проблему критериев оценки ценности педагогических явлений
Аксиология образования преобразует сам характер взаимодействия учителя и учеников. В центре внимания не столько знания, умения, навыки, сколько целый комплекс жизненно важных ценностей. Именно школа начинает учить учащегося взаимодействию с окружающим миром, различать его неоднократность. Данная степень развития у школьника, показывает уровень его воспитания.
Ценности педагогической деятельности
Гуманистические ценности:
- Ученик – высшая ценность в педагогике — это личность самого ученика.
- Детство – неповторимый момент, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием. Главная ценность.
- Индивидуальность – понимается как совокупность смысловых отношений, имеет ценностный характер
- Развитие – степень профессионализма на прямую зависит от того, на сколько педагог способен раскрыть индивидуальность учащегося.
- Самореализация – ведущая потребность ученика и учителя.
Профессионально-нравственные ценности:
- Добро – критерий всех нравственных ценностей.
- Сострадание – сочувствие другому по поводу его проблем.
- Милосердие – готовность помочь или простить ученика, важнейшая черта педагога.
- Мир – отсутствие педагогического конфликта
- Искренность – честность, прямота и добросовестность.
- Профессиональный долг – совокупность обязанностей человека перед обществом.
- Справедливость – должное, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния
- Профессиональная честь и достоинство – осознание учителя своей значимости, общественное признание.
Интеллектуальные ценности:
- Профессиональные знания – результат познания действительности.
- Творчество – процесс создания субъективных духовных ценностей.
- Познание – постижение закономерностей объективного мира.
Социальные ценности:
- Педагогическое общение – система методов, обеспечивающих реализацию задач педагогической деятельности.
- Традиции – стимул освоения ценностей, выраженных в жизненных смыслах.
- Семья – важнейшая школа нравственности.