Методику групповой социометрии разработал Я.Л.Морено для выявления динамики развития межличностных и внутригрупповых взаимоотношений членов малых групп.
Благодаря использованию методики Я.Л.Морено социологи получили возможность детального изучения типологии людей в рамках социального взаимодействия.
Зная типологию каждого ребенка в классе, учителю и психологу станет проще оказывать мотивирующее воздействие или применять действенное наказание в соответствие с социальным статусом ребенка или его социальной ролью.
Социометрия ставит перед собой следующие цели:
Социометрическое исследование подходит для достижения поставленных целей, поскольку не требует значительных временных, финансовых и трудовых затрат.
Однако, как минус этого метода, можно считать недостаточную анонимность, ведь результаты социологического анкетирования придется зачитывать публично, хотя и не называя фамилии очередного опрашиваемого.
Для исследования проблем внутри класса методика не представляет трудностей – она доступна и относительно понятна как для исследования малышей-первоклассников, так и для изучения социальных конфликтов между будущими выпускниками в период становления их как личностей с собственными взглядами на жизнь.
От правильно проведенного исследования и последующего анализа результатов, будет зависеть динамика развития класса, его групповые совместные достижения его умение мыслить и действовать, как единое целое.
Социометрическое исследование целого класса проводится с целью выявления социального статуса каждого члена коллектива.
Типовая методика проведения исследования начинается с анкетирования учащихся, причем к вопросам и ответам предъявляются множество требований:
После анкетирования следует анализ результатов для определения уровня гендерной сбалансированности.
В классе, где преобладают девочки, характерными чертами являются:
В классе, где преобладают мальчики, типичными чертами признано считать:
В классе, где не наблюдается гендерное превосходство, отсутствует конфронтация, все обучающиеся осознают равные возможности, поэтому стараются развить и проявить свои способности. Кроме того, чем старше класс, тем выше у учащихся потребности обратить на себя внимание противоположного пола посредством хороших оценок, примерного поведения или уважительного отношения к взрослым.
По количеству учащихся, получивших некоторое количество баллов от своих сверстников по шкале коммуникативной предпочтительности (с кем я хочу дружить), можно разделить на 4 части:
Причин появления в классе «робинзонов» две: либо ребенок асоциален, не приспособлен для выживания в коллективе, либо у него есть мощная поддержка в лице своей малой группы вне класса (родители, дворовые или домашние друзья, целый «отряд» родственников или единомышленников, благодушно настроенные соседи).
Считается, что наличие 2-3 неприспособленных к жизни в социуме детей – это нормальное количество для малой группы, не отражающееся на развитии социума в целом.
Четверо и более «робинзонов» говорят о несовершенности внутренней структуры класса, о несочетаемости детей между собой и способствует негативной тенденции развития малой группы. Такой класс не приспособлен к групповой деятельности, поэтому стоит провести для учащихся череду тренингов, приобщающих к коллективной работе.