Специфика социометрии класса


Специфика социометрии класса

Цели и сущность методики

Замечание 1

Методику групповой социометрии разработал Я.Л.Морено для выявления динамики развития межличностных и внутригрупповых взаимоотношений членов малых групп.

Благодаря использованию методики Я.Л.Морено социологи получили возможность детального изучения типологии людей в рамках социального взаимодействия.

Зная типологию каждого ребенка в классе, учителю и психологу станет проще оказывать мотивирующее воздействие или применять действенное наказание в соответствие с социальным статусом ребенка или его социальной ролью.

Социометрия ставит перед собой следующие цели:

  • Скорректировать сплоченность в социальной малой группе – выявить лидеров, через которых будут осуществляться воздействия на ведомых членов коллектива,
  • Определить статусы индивидов – исследовать причины симпатий и антипатий в классе, предотвратить конфликты между детьми на почве несогласия с установленным социальным статусом или по причине попытки выйти из враждебного социума,
  • Понять причины несогласий между детьми в процессе учебной деятельности и досуга – разница, обусловленная рождением (пол, раса, национальность, возраст, вероисповедание, деревня/город), разница в динамике развития (профессионализм, ум, ценностные ориентиры, воспитание (темперамент, скорость реакции, характер, потребности, интересы, симпатии, мотивы поступков, стереотипы).

Социометрическое исследование подходит для достижения поставленных целей, поскольку не требует значительных временных, финансовых и трудовых затрат.

Однако, как минус этого метода, можно считать недостаточную анонимность, ведь результаты социологического анкетирования придется зачитывать публично, хотя и не называя фамилии очередного опрашиваемого.

Для исследования проблем внутри класса методика не представляет трудностей – она доступна и относительно понятна как для исследования малышей-первоклассников, так и для изучения социальных конфликтов между будущими выпускниками в период становления их как личностей с собственными взглядами на жизнь.

От правильно проведенного исследования и последующего анализа результатов, будет зависеть динамика развития класса, его групповые совместные достижения его умение мыслить и действовать, как единое целое.

Методика социометрии класса

Замечание 2

Социометрическое исследование целого класса проводится с целью выявления социального статуса каждого члена коллектива.

Типовая методика проведения исследования начинается с анкетирования учащихся, причем к вопросам и ответам предъявляются множество требований:

  • Вопросы должны выявлять не только предпочтения, но и антипатии,
  • Вопросы должны быть логично составлены и последовательно заданы,
  • Ответы предпочтительны открытые (опрашиваемый сам вписывает ответ на вопрос, а не выбирает из множества альтернатив),
  • Ответы должны предполагать ранжирование каждого оцениваемого субъекта,
  • Количество вопросов определяется исходя из класса анкетируемых. Анкета не должна напрягать. Отвечая на вопросы, у опрашиваемого не должно возникнуть желания избавиться от анкеты.

После анкетирования следует анализ результатов для определения уровня гендерной сбалансированности.

В классе, где преобладают девочки, характерными чертами являются:

  • «ябедничество»,
  • более лучшие отметки,
  • разобщенность по малым группам,
  • дружба против кого-то,
  • открытые выяснения отношений,
  • конфиденциальность внешней и внутренней информации,
  • собственная иерархия социальных ролей, внутри которой довольно трудно изменить свой статус.

В классе, где преобладают мальчики, типичными чертами признано считать:

  • пониженный уровень успеваемости,
  • относительное панибратство в отношениях,
  • поддерживаемое чувство соперничества и желания доминировать,
  • снижение социальной ответственности,
  • дискриминация при распределении нагрузки,
  • простота разбора конфликтов.

В классе, где не наблюдается гендерное превосходство, отсутствует конфронтация, все обучающиеся осознают равные возможности, поэтому стараются развить и проявить свои способности. Кроме того, чем старше класс, тем выше у учащихся потребности обратить на себя внимание противоположного пола посредством хороших оценок, примерного поведения или уважительного отношения к взрослым.

По количеству учащихся, получивших некоторое количество баллов от своих сверстников по шкале коммуникативной предпочтительности (с кем я хочу дружить), можно разделить на 4 части:

  • «звезды» - открыты для коммуникаций, интересны и авторитетны для класса, обладают высоким статусом в коллективе, надежны, умны и обаятельны, умеют поддерживать благоприятные отношения с другими, на них равняются,
  • «популярные» - знамениты и престижны, легко манипулируют окружением, принимаемы за лидеров в своих малых группах, имеют яркую личность, но не всегда позитивно направленную,
  • «пренебрегаемые» - не одиноки в коллективе, не отторгаются классом, но считаются ведомыми, школьная дружба не перерастает в домашнюю,
  • «робинзоны» - находятся в чуждой для них атмосфере, не пользуются успехом у окружающих, не стремятся влиться в коллектив, испытывают трудности при налаживании контактов.

Причин появления в классе «робинзонов» две: либо ребенок асоциален, не приспособлен для выживания в коллективе, либо у него есть мощная поддержка в лице своей малой группы вне класса (родители, дворовые или домашние друзья, целый «отряд» родственников или единомышленников, благодушно настроенные соседи).

Считается, что наличие 2-3 неприспособленных к жизни в социуме детей – это нормальное количество для малой группы, не отражающееся на развитии социума в целом.

Четверо и более «робинзонов» говорят о несовершенности внутренней структуры класса, о несочетаемости детей между собой и способствует негативной тенденции развития малой группы. Такой класс не приспособлен к групповой деятельности, поэтому стоит провести для учащихся череду тренингов, приобщающих к коллективной работе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :