Социальные особенности дошкольников
Замечание 1
Дети дошкольного возраста имеют ряд характерных особенностей, поэтому стандартная схема социометрических исследований может оказаться непригодной для них.
Самыми важными ключевыми моментами развития ребенка от 2-х до 7-ми лет являются:
- Потребность в познании – в столь юном возрасте происходит закладка основных базовых знаний. Если упустить момент и не отвечать на задаваемые ребенком вопросы, это может вылиться в наличие пробелов в кругозоре,
- Потребность в одобрении – ребенок должен быть уверен, что делает или говорит правильно, что он хороший, что его принимают, что он уважаем и любим в своем социуме,
- Потребность в действии, деятельности – ребенку не столь важно увидеть процесс создания чего-либо, сколько хоть раз поучаствовать в его изготовлении,
- Потребность в поддержке – поддержка может выражаться не обязательно постоянной похвалой и мотивацией, но и жестами, объятиями, прикосновением, улыбкой, одобряющим кивком или взглядом,
- Потребность в окружении – в этом возрасте ребенку особенно трудно находится в одиночестве, он должен чувствовать себя частью коллектива единомышленников, где есть, с кем поиграть, пообщаться и просто хорошо провести время.
В соответствие с трудами Р.С.Буре, дошкольник в своем развитии проходит несколько этапов, на каждом из которых показано определенное воздействие со стороны взрослых:
- Формирование эмоциональной сферы – на этапе закладываются зачатки чувствительности, развиваются в разной мере чувства, как положительные, так и отрицательные – необходимо способствовать правильному формированию нравственности и морали, привить чувство коллективизма, умение выражать положительные эмоции и чувства правильно по отношению к членам социума, уметь подавлять отрицательные желания, воспитывать полезные навыки общения для создания доброжелательных отношений,
- Формирование новых знаний/представлений – на этапе ребенок начинает испытывать коммуникативный и интеллектуальный вакуум, желание узнать больше об окружающем мире – необходимо представлять данные в понятной форме, в полной мере для исключения непонимания и переспрашивания, давать ребенку возможность исследовать некие объекты самому, если это не несет угрозы жизни и здоровью, позволить высказывать собственные логические умозаключения, вносить корректные поправки, щадя чувства ребенка, но привнося ясность в поставленный вопрос,
- Переход в ценностные ориентации – на этапе, сопоставив полученные знания и рассматривая их с точки зрения развития личности, ребенок выстраивает собственную уникальную систему ценностей – необходимо контролировать и корректировать процесс, своевременно поясняя ребенку сущность таких понятий, как ответственность, честь, достоинство, честность, любовь к близким, привязанность, дружба, жалость, щедрость и верность. Тщательно отметая отрицательные понятия и качества, пояснить сущность которых также придется,
- Претворение новых норм в поведение и характер – на этапе ребенок уже обладает достаточным грузом базовых понятий и навыков, которые отныне останутся с ним на всю жизнь – необходимо присмотреться к полученному комплексу умений и познаний, постараться закрепить положительные моменты и минимизировать отрицательные, расширить кругозор ребенка, развить прикладную сферу, увлечь новой деятельностью, помочь выбрать хобби и способствовать возникновению у ребенка стремления к приобретению нового достойного социального статуса в школе.
Социометрическое исследование дошкольной возрастной группы
Социометрическое исследование дошкольников должно не только выявлять социальные роли и их носителей, перед социологом стоят более важные задачи:
- Развить коммуникационные навыки,
- Помочь ребенку повысить самооценку,
- Повысить уровень эмпатии (способность встать на место другого человека, почувствовать чужую боль),
- Создать условия для детского группового или индивидуального самовыражения и саморазвития,
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения в социуме,
- Выработать у детей способности к коллективному взаимодействию и взаимопониманию,
- Повысить уровень самоконтроля при столкновении с чуждым мнением или незнакомой манерой поведения,
- Выработать социальную лояльность к представителям другой национальности, расы, уровня дохода, религии, возраста, пола,
- Обучить детей правилам хорошего поведения в обществе,
- Показать приемы избавления от стресса.
Социометрическое исследование должно охватить всю целевую группу для более точных адекватных данных.
Социометрические замеры и расчеты проводят после организации масштабных игр.
Замечание 2
Дидактическая игра ассоциируется у ребенка с развлечением, а не серьезным исследованием, и это способствует большему раскрепощению, а значит, более честному результату уровня сплоченности и развития группы.
Самой популярной разновидностью игр является прикладное творчество, которое предполагает совместное прохождение всех этапов изготовления нового продукта, начиная от изображения и описания идеи, и заканчивая изготовлением опытного образца с дальнейшей его продажей.
Интересным вариантом представляется совместная импровизация, когда дети могут проявить свою фантазию при изображении неких объектов или понятий, а уровень коллективной сплоченности и взаимопонимания резко повышается.
И, наконец, достаточно популярная методика нерассказанных историй, которая известна любому взрослому человеку со школы. Первая строчка пишется первым членом команды, далее ее прикрывают и второй человек пишет «продолжение» истории, и так до последнего. В итоге история прочитывается и анализируется внутри малой группы. Эта игра замечательно снимает стресс и способствует групповому взаимодействию.