Социометрические индексы и их виды


Социометрические индексы и их виды

Сущность и назначение социометрических измерений

Социум в своем многообразии издавна вызывал интерес к себе со стороны исследователей, психологов и социологов.

Замечание 1

Социометрические измерения – это метод исследования, позволяющий анализировать состояние отношений между личностями в небольших группах со схожими интересами.

Целью подобных измерений могут выступать следующие параметры:

  1. Степень сплоченности в исследуемой группе. К примеру, заполнив карты симпатий и антипатий, не составит труда выявить разобщенность или сплоченность в малой группе,
  2. Отношение отдельно взятого индивида к каждому члену группы с позиций наличия или отсутствия симпатии. Открытым или закрытым анкетированием, прорисовыванием себя и оппонентов в пространстве, выявляются тайные антипатии и предпочтения,
  3. Строго очерченные границы лидерства и руководства. Человек, предпочитаемый большинством членов команды, имеет все шансы выбиться в лидеры. И наоборот, наименее яркая, незаметная личность негласно утверждается группой, как аутсайдер,
  4. Сплоченные неформальные образования. Проводя социометрические целенаправленные исследования, можно обнаружить все подгруппы с их головными руководителями,
  5. Итоги развития группы. Здесь можно выбирать несколько обособленных параметров развития – квалификация, опыт работы, социальные и рабочие достижения, обобщенные интересы,
  6. Психологическая атмосфера в коллективе. При помощи группового проектирования можно выявить источники, причины и носителей конфликтных веяний с целью индивидуальной разъяснительной работы с последними. Своевременное мягкое вмешательство в процесс назревания конфликта может полностью его аннулировать еще до момента накала общественного мнения.

Эффективность социометрических измерений подтверждается значением используемых индексов.

Виды социометрических индексов

Определение 1

Индексы социометрические – это количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые индексы) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные индексы).

Процесс социометрического измерения начинается с формулирования критерия, который может выступать как основание или смысл выборки (к примеру, конкретно рассматриваемая групповая ситуация, предполагающая участие всего коллектива – поход, разработка проекта, дежурство, субботник…).

Критерий побуждает всех индивидов к однозначному оценочному ответу (С кем тебе легче работается над инновационным проектом? – Например, с Васильевым А.П.). Комплекс вопросов формирует социометрический опрос.

Далее логически следует определение и расчет социометрических индексов – групповых и индивидуальных.

Групповые индексы имеют следующую классификацию:

  1. Эмоциональная экспансивность группы – отражение отношения личности к остальным членам команды,
  2. Психологическая групповая сплоченность – степень единства целей и устремлений, мнений и желаний каждого члена группы,
  3. Групповая устойчивость – прочность связей, рабочих и межличностных, между всеми индивидами. Способность сохранять долговременно общую структуру группы и ее коммуникативные взаимосвязи вне рабочего места,
  4. Социометрическая когерентность – потребность в настоятельных контактах между членами группы без учета направленности,
  5. Референтность – доля сделанных положительных взаимных выборов в общем количестве односторонних и двусторонних предпочтений внутри коллектива.

Индивидуальные социометрические индексы, в свою очередь, также подразделяются на подвиды:

  1. Социометрический статус – отношение всей группы к одному из ее составляющих.

    Большое количество предпочтений по отношению к одному человеку из группы будет говорить о его социальной популярности, о ценности его мнения и решения для общества.

    Малое количество предпочтительных выборов или отсутствие выборов вовсе означает, что индивид находится в зоне социальной изоляции.

    Происходить это может как из-за персональной добровольной отрешенности человека (нет интереса к работе, к результатам труда, к заработку, к коллективу, временная депрессия или состояние острого стресса), так и из-за бойкотирования личности коллективом (новенький, предубеждения, неверная информация о человеке, личная неприязнь, зависть, нежелание принимать работоспособного и инициативного человека в «серый» коллектив, как результат плохого поступка индивида.

  2. Психологическая экспансивность – желание и настроенность каждого члена группы сотрудничать и совместно трудиться с остальными людьми.

    Высокие показатели говорят о высокой коммуникативной развитости коллектива, открытости важной информации, отсутствии коммуникативных барьеров:

    • «Плюс» данной ситуации – высокий уровень доверия, искренняя заинтересованность и участие в личной жизни и профессиональной карьере друг друга.
    • «Минус» - излишнее навязчивое желание помочь, беспардонное вмешательство в частную жизнь людей, сплетни, зависть и дрязги, что негативно сказывается на результативности работы группы.

    Низкие показатели говорят о скованности и отрешенности всех членов команды, склонности к одиночной работе, отсутствии социальной лояльности:

    • «Плюс» такого положения дел - сугубо рабочий интерес к групповой деятельности, как правило, высокая производительность.
    • «Минус» - отсутствие теплоты в контактах, работа рассматривается, как средство получения доходов, а не место самовыражения.
  3. Объем взаимодействий – интенсивность отдельных взаимодействий конкретного члена группы с остальными сослуживцами.

Социометрические индексы представляют собой мощнейший инструмент анализа собранной информации о взаимоотношениях внутри малой группы. Они позволяют судить о внутригрупповых связях в организации с тем, чтобы вовремя, если это необходимо, вмешаться и обеспечить непрерывность рабочего процесса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :