Социум в своем многообразии издавна вызывал интерес к себе со стороны исследователей, психологов и социологов.
Социометрические измерения – это метод исследования, позволяющий анализировать состояние отношений между личностями в небольших группах со схожими интересами.
Целью подобных измерений могут выступать следующие параметры:
Эффективность социометрических измерений подтверждается значением используемых индексов.
Индексы социометрические – это количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые индексы) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные индексы).
Процесс социометрического измерения начинается с формулирования критерия, который может выступать как основание или смысл выборки (к примеру, конкретно рассматриваемая групповая ситуация, предполагающая участие всего коллектива – поход, разработка проекта, дежурство, субботник…).
Критерий побуждает всех индивидов к однозначному оценочному ответу (С кем тебе легче работается над инновационным проектом? – Например, с Васильевым А.П.). Комплекс вопросов формирует социометрический опрос.
Далее логически следует определение и расчет социометрических индексов – групповых и индивидуальных.
Групповые индексы имеют следующую классификацию:
Индивидуальные социометрические индексы, в свою очередь, также подразделяются на подвиды:
Социометрический статус – отношение всей группы к одному из ее составляющих.
Большое количество предпочтений по отношению к одному человеку из группы будет говорить о его социальной популярности, о ценности его мнения и решения для общества.
Малое количество предпочтительных выборов или отсутствие выборов вовсе означает, что индивид находится в зоне социальной изоляции.
Происходить это может как из-за персональной добровольной отрешенности человека (нет интереса к работе, к результатам труда, к заработку, к коллективу, временная депрессия или состояние острого стресса), так и из-за бойкотирования личности коллективом (новенький, предубеждения, неверная информация о человеке, личная неприязнь, зависть, нежелание принимать работоспособного и инициативного человека в «серый» коллектив, как результат плохого поступка индивида.
Психологическая экспансивность – желание и настроенность каждого члена группы сотрудничать и совместно трудиться с остальными людьми.
Высокие показатели говорят о высокой коммуникативной развитости коллектива, открытости важной информации, отсутствии коммуникативных барьеров:
Низкие показатели говорят о скованности и отрешенности всех членов команды, склонности к одиночной работе, отсутствии социальной лояльности:
Объем взаимодействий – интенсивность отдельных взаимодействий конкретного члена группы с остальными сослуживцами.
Социометрические индексы представляют собой мощнейший инструмент анализа собранной информации о взаимоотношениях внутри малой группы. Они позволяют судить о внутригрупповых связях в организации с тем, чтобы вовремя, если это необходимо, вмешаться и обеспечить непрерывность рабочего процесса.