Особенности проведения социометрических игр в ДОУ
Ребенок, чей возраст попадает в рамки возрастного ценза от 2 до 7 лет, чаще всего большую часть своего свободного времени проводит в детском образовательном учреждении (детском садике). Поэтому особо важно начинать с детьми социологическую адаптацию уже в детском саду.
Замечание 1
Именно здесь, в садике, у ребенка впервые формируются навыки коллективизма, развивается умение определять и поддерживать свою социальную роль, появляются первые навыки становления общественного статуса.
И если взрослый человек в состоянии защитить свое мнение, отстоять место под солнцем в силу своего опыта, накопленных знаний и развитой речи, то некоторым детям требуется поддержка и даже практическая помощь при налаживании контактов.
Обычно оказывают такую помощь в форме игры.
Во время игры дети раскрепощаются, вынуждены примерять на себя различные роли. Главным моментом является выбор правильной, подходящей коррекционной игры.
Игры в детском саду различаются по типам, каждый из которых имеет свое предназначение:
- Ролевые – ребенок примеряет на себя какую-нибудь статическую роль, не требующую внесения изменений (Колобок, Иван-царевич, Снегурочка) – помимо тренировки памяти в мягкой форме дети вынуждены искать выход из ситуации, не стесняться «коллег» по сказке и зрителей, проявить свою способность к преображению,
- Ситуационные – ребенок погружается в определенную ситуацию (на безлюдном острове, на другой планете, в другом времени, терпящие бедствие на тонущем корабле) – дети учатся не бояться трудностей, не нервничать, бороться со стрессом, с достоинством выходить из трудных ситуаций, принимать единоличные решения и нести за них ответственность,
- Имитационные – ребенок знакомится с тонкостями будущей профессии, используемым оборудованием, учится правильно использовать инструменты и обслуживать клиентов только в упрощенной форме – в результате происходит формирование у детей первичных навыков работы, возникает интерес к профессии, активизируется прикладное творчество, запоминаются важные ключевые понятия различных видов работ,
- Проблемно-творческие – ребенок в процессе полностью погружается в игровое пространство, придумывая как можно больше вариантов усовершенствования задаваемого объекта. Игра подразумевает коллективное творчество и четкое разграничение обязанностей в рамках выбранной роли, кроме того, результаты требуют творческого оформления – реальное формирование инновационного мышления, поиски своего «Я» в социальной структуре, понимание границы своих реальных возможностей, ситуация, в которой можно и себя показать, и у людей чему-то поучиться.
Методика проведения социометрической игры «Сладости» в детском саду
Замечание 2
Суть игры заключается в определении круга взаимоотношений внутри целевой группы.
Количество детей в целевой группе не должно превышать 5 человек. В качестве раздаточного материала выступают распечатанные изображения торта, шоколадки, конфеты и пустой фантик.
Каждому ребенку в малой группе раздаются эти картинки и ведущий просит «угостить» сладостями кого-то из членов команды: тортик достанется пусть самому лучшему другу, шоколадка – приятелю, конфета – нейтральному в социальных контактах ребенку, а фантик – нелюбимому члену коллектива, «врагу».
Таким образом у каждого из 5 детей группы наберется целый комплект сладостей – по 4 штуки разных наименований.
Далее начинается работа исследователя по следующему алгоритму:
- Условно обозначим значимость каждой сладости: торт – 3 балла, шоколад – 2 балла, конфета – 1 балл, фантик – 0 баллов,
- Оценим «значимость» каждого ребенка для коллектива: максимальная значимость составит 12 баллов (4 торта от разных деток), а минимальная – 0 (все 4 фантика),
- Дети, получившие 11-12 баллов записываются в категорию «звезда», 9-10 баллов – «любимчик», 6-8 баллов – «принятый», 3-5 баллов – «нейтралитет», 1-2 балла – «изгой»,
- Далее проделывают те же подсчеты по 2-рой целевой группе, 3-тьей и т.д.,
- В итоге получают список популярных любимчиков, приятных желанных в общении, обособленных самостоятельных, и одиноких непринятых детей.
Считается нормой, если количество изгоев в коллективе не превышает 5%, а количество звезд – 10%.
Если в группе большое количество звезд – это может стать камнем преткновения их интересов, все дети разделятся на несколько воюющих лагерей.
Если в группе большое количество изгоев, то это означает одно из 3-х:
- Злобное асоциальное поведение отдельных личностей, желание и вместе с тем неумение обратить на себя внимание,
- Изгоями дети стали не из-за плохого характера, а из-за новаторских прогрессивных взглядов и убеждений, остальные дети просто не так развиты,
- Недоброжелательная атмосфера, упущение или попустительство воспитателя.
Какие выводы может сделать социолог по результатам социометрических исследований, и как дальше работать с каждой из групп детей?
Если принятые и нейтральные в сумме превышают сумму звезд, любимчиков и изгоев, то можно говорить о сплоченном коллективе с мягким дружелюбным климатом, здесь уважают всех, и изначально всем рады.
Если ситуация противоположна, то дети в коллективе испытывают трудности в общении и налаживании новых контактов, воспитатель не имеет возможности или совсем не старается исправить ситуацию.
На группы детей можно оказывать влияние в рамках рекомендаций:
- звезд не следует поощрять к преувеличению своей значимости (главную роль в инсценировке можно доверить нейтралитету…),
- любимчикам уделять равное количество внимание с другими детьми,
- принятым в коллективе детям давать дополнительные поручения, направляя их позитивность в нужное русло,
- нейтралитетов вовлекать в групповую активность,
- изгоям поручать «особо важные» дела и главные ведущие роли в играх.