Поведение людей в обществе считается нормальным, если оно соответствует правилам и нормам, принятым в этом обществе. Если поведение не соответствует этим правилам, то такое поведение в социологии называют девиантным.
Итак, девиантное поведение – это поступки или действия человека, противоречащие общим правилам, установленным в обществе.
Также считают, что девиантное поведение - это социальное явление, которому могут быть подвержены как отдельные члены общества, так и целые группы.
Обычно девиантное поведение присуще молодежи, так как это категория людей наиболее подвержена негативному влиянию внешней среды, а также они еще не сформированы как личности.
Чтобы понять девиантное ли поведение у человека или нет, сначала необходимо выяснить, что такое норма поведения, которая принята в обществе.
Под нормой поведения понимается мера допустимого или дозволенного в обществе, то есть то, что не нарушает целостность общества и обеспечивает его сохранность.
Особенности девиантного поведения проявляются в отклонение от нормы поведения в обществе. Так, отклонениями принято считать:
Поведение человека в обществе – это некий выбор индивида, хочет он вести себя в рамках правил и норм или, наоборот, вносить хаос в социальную структуру общества.
Также особенность девиантного поведения состоит в том, что оно может возникать даже у человека, который в целом живет по законам общества. Например, индивид получил возможность незаконно разбогатеть путем нелегального получения товара или денежных средств. В этом случае перед человеком стоит выбор: совершить преступление или нет. Если преступление свершится, то считается, что человек нарушил правила общества, а, значит, его поведение можно назвать девиантным.
Девиантное поведение чаще всего проявляется уже в раннем возрасте, а в подростковом оно становится наиболее ярким и выраженным.
Считается, что основными причины такого вида поведения у молодых могут вызывать разные биологические и социальные факторы:
Рассмотрим более подробно причины биологического характера. Так, человек родившийся с каким-либо отклонением (психическая болезнь или физическая недостаточность), больше склонен к девиантному поведению, нежели нормальный человек. Особенно это сказывается у маленьких детей, которые не осознают до конца, что с ними не так и почему.
Современное общество не может до конца принять и понять людей с физическими или психологическими отклонениями, ввиду этого и возникает дисбаланс между нормальными и «ненормальными» членами общества. Молодежь страдает от такого не понимания в обществе больше всего, поэтому и начинаются проблемы, связанные с отрицанием норм и правил, так как молодой человек сам чувствует себя «лишним» в обществе.
Причины социального характера чаще всего зарождаются в семейном институте, когда воспитанием ребенка либо никто не занимается, либо существуют иные проблемы. Семья дает детям самое главное – социальное воспитание, в основу которого и положены все основе нормы и правила, которым человек будет следовать в дальнейшем по жизни.
Если не заложить основу в раннем возрасте, в дальнейшем человек перестанет ощущать себя частью общества, что и приведет в итоге к девиантному поведению.
Также основы поведения молодежи закладываются и в других социальных институтах, таких как школа, детский сад, институт, колледж. Но надо отметить, что в большей степени там идет уже корректировка поведения, а не его формирование.
Молодежи наиболее присущи признаки девиантного поведения, так как эта социальная группа достаточно уязвима и неуправляема. На сегодняшний день известно три самых сложных и опасных направления девиантного поведения среди молодежи:
Все три направления есть проявления девиантного поведения. Причем алкоголизм и наркомания – это болезни, которые плохо поддаются лечению, от этих болезней страдает не, только сам молодой человек, но и общественное окружение и прежде всего семья.
Следовательно, государству необходимо больше уделять внимание вопросам социального воспитания молодежи, создавать государственные институты занятости для подрастающего поколения, проводить различного рода мероприятия, которые приучают молодежь к общественному порядку и правилам поведения и т.д.
Также необходимо усилить социальный контроль над молодежью, для этого необходимо проводить разъяснительные беседы с родителями подростков, внедрять социально полезные мероприятия в общественные институты (школы, колледжи, институты), заниматься трудовым воспитанием детей (не бояться заставлять их трудиться и выполнять общественную работу) и т.д.
Все эти меры позволят снизить риск возникновения девиантного поведения среди молодежи.