Экспериментальная социальная психология


Экспериментальная социальная психология

Социальная психология как наука

Определение 1

Социальная психология – это отрасль психологической науки, в центре внимания которой находятся закономерности возникновения и развития психологических феноменов, образованных посредством взаимодействия личностей, социальных групп, а также психологических характеристик и поведения самих социальных групп.

Социальная психология является смежной дисциплиной и сформировалась на стыке психологии и социологии, что влечет за собой сложности в определении ее предмета. Существуют четыре основных позиции, обуславливающих содержание предмета социальной психологии:

  • Сам процесс социального взаимодействия, которое может быть, как межличностным, так между личностью и группой или между самими группами.
  • Психологические феномены, возникающие у индивида в рамках его взаимодействия с другими людьми, а также социальные отношения.
  • Психические состояния, свойства и процессы в социальных группах, как целостных образованиях, не сводимых к характеристикам индивида.
  • Психология массовых феноменов, таких как паника, мода, поведение толпы, массовая апатия и т.д.

Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать предмет социальной психологии, как особенности и закономерности поведения и психологических феноменов личности и социальных групп, проявляющиеся в рамках их социального взаимодействия.

В качестве объекта социальной психологии выделяются носители социально-психологических явлений, т.е. личности и социальные группы. Для изучения собственного предмета социальная психология использует общепсихологические методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, анкетирование, а также частные методы – социометрию и метод обобщения независимых характеристик.

Социометрия предполагает анализ внутренней структуру группы на основании выявления симпатий-антипатий, статусно-ролевых взаимоотношений между ее членами. Метод обобщения независимых характеристик направлен на сбор и анализ оценочной информации о социальных явлениях из различных источников.

Развитие экспериментальной социальной психологии

Первоначально в социальной психологии существовала тенденция открытия всеобщих законов, которые позволяли бы объяснить тенденции поведения больших социальных групп, общества в целом. Однако в рамках данной парадигмы очень часто происходила подмена законов социальной психологии закономерностями исторического процесса («коллективные представления» Дюркгейма, «закон духовного единства» Лебона), при этом личность абсолютно терялась, подчинялась социуму.

Начало экспериментальных исследований в социальной психологии связано с именами Г. Зиммеля и Ч. Кули, которые сконцентрировали свое внимание на процессах взаимодействия внутри и между малыми группами, рассматривая как социальный контекст влияет на формирование личностных черт.

Данные исследования получили широкое распространение и продолжение. Так Ф. Оллпорт рассматривал влияние положительных и отрицательных факторов влияния группы на ее членов в рамках какой-либо деятельности. Э. Мэйо изучал вопросы влияния самочувствия рабочего в группе на эффективность его труда.

В дальнейшем исследования малых групп вышли далеко за пределы социальной психологии и нашли свое отражение в теориях многих психологов.

Специфика экспериментального исследования в социальной психологии

Определение 2

Эксперимент – это метод исследования причинно-следственных связей в специально-организованных, контролируемых исследователем условиях.

Поскольку предмет психологической науки представляют собой феномены, которые не представлены для непосредственного наблюдения и фиксации, так как они существуют на субъективном пласте переживаний каждого человека, то для исследования в эксперименте применяются переменные.

Определение 3

Переменная представляет собой некую характеристику, исчисляемую количественно, которая увеличивается или уменьшается в результате воздействия.

Так как эксперимент направлен на выявления причинно-следственных связей, то при его организации рассматриваются две переменные. Зависимая переменная – это признак того психического явления или характеристики, изменение которого экспериментатор планирует зафиксировать, т.е. это следствие. Согласно логики эксперимента зависимая переменная должна изменяться под воздействием независимой переменной. Независимая – это та переменная, которой экспериментатор может непосредственно управлять, изменяя ее интенсивность для воздействия на зависимую переменную. Независимая переменная необязательно имеет психологический характер, это могут быть условия экспериментальной ситуации – например, степень освещенности помещения, или в социальной психологии, численность и состав экспериментальной группы.

Так как социальная психология изучает взаимодействие между людьми, группами и психологические феномены, которые при этом возникают, реализация социально-психологического эксперимента имеет определенную специфику.

Во-первых, в условиях социального взаимодействия на личность или группу оказывает одновременное влияние множество факторов, что требует особо тщательного контроля переменных.

Во-вторых, многие социально-психологические феномены невозможно изучить в условиях лабораторного исследования, что требует применения естественного эксперимента.

В-третьих, социально-психологические исследования проводятся на людях, что особенно остро ставит этический вопрос допустимости и экологичности таких исследований. Известные эксперименты изучения поведения надзирателей и заключенных с имитаций тюремного заключения, или подчинения авторитетам, с имитацией воздействия на людей электрическим током, вызвали широкое общественное обсуждение и поставили вопрос о допустимости подобных исследований.

Кроме того, существует ряд проблем при организации социального эксперимента:

  • Свобода воли позволяет личности строить свое поведение независимо и даже вопреки научным закономерностям
  • Высокая динамичность социальных явлений делает затруднительным выявление закономерностей
  • Ограниченная зона применимости выявленных фактов рамками конкретной культуры, общности
  • Влияние собственных установок и ценностей исследователя на интерпретацию фактов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :