Социальная психология – это самостоятельный раздел психологической науки, изучающий закономерности поведения и деятельности человека, обусловленные включением в его в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Основными теориями социальной психологии являются:
Социологом Чарльзом Кули было использовано понятие зеркала личности, подразумевающего идею о самосознании индивида, как об отражении оценки и мнений людей, с которыми человек ежедневно взаимодействует. Позже эта идея была подхвачена Джорджом Гербертом Мидом, который предположил, что самосознание личности выступает как результат его социальных взаимодействий, в процессе которых он обучается смотреть на себя как на объект, то есть со стороны.
Мид считал, что процесс формирования личности состоит из трех разноуровневых стадий:
Мид считал, что «Я» человека включает две части: «Я-сам» и «Я-меня».
«Я-сам» является реакцией личности на влияние окружающих людей и целостного общества. «Я-меня» представляет собой осознание человеком самого себя с позиций других людей, значимых для него, например, друзей или родственников. «Я-сам» отвечает на воздействие «Я-меня» так же, как и на влияние со стороны других людей. Например, «Я-сам» может реагировать на критику, старательно обдумывая ее смысл; иногда под воздействием критики поведение может измениться, а иногда нет; на это влияет - считает ли личность эту критику конструктивной и оправданной. «Я-сам» знает, что люди считают «Я-меня» справедливым и всегда готовым прислушиваться к мнению окружающих людей. При обмене ролями в ходе игровых действий, у детей постепенно происходит формирование собственного «Я-меня». Каждый раз, при взгляде на себя с позиции кого-то из окружающих людей, они обучаются восприятию впечатлений о себе.
Теория личностного развития, которая была разработана З. Фрейда, в некоторой степени является антагонистом теории Мида, так как она базируется на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. В соответствии с Фрейдом, биологические убеждения, в первую очередь сексуальные, являются противоречащими нормам культуры, а социализация – это процесс обуздания этих побуждений.
В теории Фрейда выделяют три части психической структуры личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-Эго («сверх-Я»).
Ид («Оно») – это источник энергии, которая направлена на получение удовольствия. Высвобождение энергии ослабляется напряжение и личность может испытать чувство удовольствия. Ид побуждает человека к сексу, а также осуществлению таких функций организма, как прием пищи и отправление естественных потребностей.
Эго («Я») осуществляет контроль над поведением человека, напоминая в некоторой степени светофор, который помогает личности ориентироваться в окружающем мире. У эго есть главный руководящий принцип – реальность. Эго регулирует выбор подходящего объекта, который позволяет преодолевать напряженность, вызванную Ид. Например, если Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу шины автомобилей или ядовитые ягоды; удовлетворение этого побуждения откладывается до момента нахождения подходящей пищи.
Суперэго («сверх-Я») – представляет собой идеализированного родителя, осуществляющего нравственную или оценочную функцию. Суперэго помогает регулировать поведение и стремится к усовершенствованию его в соответствии со стандартами родителей, а в последующем, и целостного общества.
В соответствии с фрейдовской теорией, процесс личностного формирования проходит пять стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентный период и генитальную стадию. Каждую из этих стадий связывают с определенным участком тела – эрогенной зоной. Каждая стадия характеризуется конфликтом между желанием получить удовольствие и ограничением, которое сначала установлено родителями, а позднее Суперэго.
В теории личности К. Юнга была выделена такая структура психики, как защитное образование, названное Персоной. Именно ей создается проблема истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я.Персона, представляющая собой своеобразную маску, надеваемую человеком в ответ на общественное требование, скрывает его истинное Я. Она показывает только то, что человек сам видит в себе, или то, что он хочет продемонстрировать окружающим, то есть, не истинную его сущность и не то, что он на самом деле из себя представляет. Человек начинает отождествлять себя со своей маской. Он демонстрирует ее обществу, так как этого от него требует само общество. В этом случае говорят о том, что человек становится обезличенным, его сущность нивелируется и истинное Я не реализуется. Если Я и Персона срастаются, то по Юнгу, это значит, что произошло омассовление индивида.
Юнг указывал на реальную опасность, которая угрожает индивидуальному самосознанию. Сам Юнг, а также его последовательница ЭстерХардинг, привели массу достоверных доказательств того, что ситуация восприятия человеком социальных масок и оценок, навязанных обществом, в качестве собственной сущности, является типичной. В этой ситуации отмечается совпадение Я-концепции и Персоны индивида. С целью избегания такой ситуации, человеку нельзя полагаться исключительно на мнение и оценку окружающих, нельзя идентифицироваться с собственными социальными ролями, он должен самостоятельно принимать активное участие в формировании Я-концепции через самопознание, самоисследование и самоанализ.
К. Левин сформировался в качестве ученого-психолога в рамках школы гештальтпсихологии.
Левиным психологическое поле было определено в качестве тотальности сосуществующих факторов, мыслимых как взаимосвязанные. Он включал сюда обширный круг психологических и социологических феноменов. Теория поля состоит их четырех основных учений:
Активность человеческого поведение определяет динамику его внешнего и внутреннего мира, которая определяется силой внутренних человеческих потребностей и внешних поводов.
К сожалению, на пути к удовлетворению потребностей часто возникают барьеры и препятствия. Если барьер невозможно преодолеть, то личности не удается удовлетворить собственные потребности. Если барьер незначителен, то напряжения во внутреннем мире не возникает и развития личности не происходит. Поэтому человеческое поведение определяется соотношением потребностей, величиной и силой барьеров и напряженностью между ними.