Социальная психология в образовании


Социальная психология в образовании

Объекты и методы социальной психологии в сфере образования

Определение 1

Социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей психических явлений, поведения человека и деятельности, которая будет обусловлена факторами его включения в социальные группы, а также психологическую характеристику непосредственно рассматриваемой группы.

Наиболее значимыми объектами изучения социальной психологии в образовании являются:

  • общение и другие разновидности деятельности в образовательном процессе;
  • процесс социализации личности ученика в образовательном процессе;
  • педагог и педагогический коллектив в качестве субъектов образовательной деятельности – профессиональная идентичность и профессиональная мотивация учителя, система отношений, личностное и профессиональное становление и развитие;
  • ученические группы – статусно-ролевые отношение, процесс группообразования, неформальные внутригрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на процесс учебной мотивации и поведение учеников;
  • социально-психологические сопровождение образовательной деятельности – социально-психологическая компетенция психолога в образовании, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений внутри образовательного учреждения, социально-психологические проблемы выгорания педагог и психолога на рабочем месте;
  • методы социально-психологического изучения личности и группы внутри образовательного процесса;
  • социально-психологические средства осуществления инновационной образовательной деятельности.

На уровне конкретных методов и методик в качестве средств социальной психологии образования может считаться ряд традиционных инструментов, таких как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ документов, статистическая обработка данных и пр. Сюда же можно отнести ряд методов воздействия – социально-психологический тренинг, деловую игру, групповую дискуссию и пр.

Еще одна классификация методических средств социальной психологии в образовании была предложена Свенцицким А.Л.. Она включает три аспекта:

  • методики эмпирических исследований;
  • методы моделирования;
  • управленческо-воспитательные методы.

Иными словами, социальная психология в образовании – это междисциплинарная практико-ориентированная область знаний, находящаяся на этапе активного развития и становления. Она проходит становление на основе социальной психологии, при опоре на достижения педагогической психологии, психологии развития, возрастной психологии и педагогики. Появление новой научной дисциплины зависит от социального запроса к решению ряда актуальных проблем, которые зависят от общения и взаимодействия людей в образовательном пространстве на современном этапе.

Знание совокупности механизмов взаимодействия человека и общества, закономерностей формирования общения в разнообразных группах – средство психолого-педагогического влияния на ученика, родителя, микро- или макроколлектив.

На сегодняшний день одной из наиболее значимых проблем нашего общества является социальная обездоленность детей, подростков и учеников старших классов, включая учеников средне-специальных учебных заведений и ПТУ – эта проблема наиболее трагична при рассмотрении ее последствий.

Замечание 1

Общеизвестно, что состояние физического и психического здоровья учеников старших классов и подростков ухудшается каждый год, а подростки, совершившие насильственные преступления, в 60% случаев с выраженными психическими отклонениями. Особой проблемой является трудоустройство в подростковом возрасте, при условии обучения во вспомогательных школах-интернатах.

Направления применения социальной психологии в образовании

Масштаб и глубина кризисных явлений в молодежной среде такова, что общество может недополучить полноценной смены поколений. Поэтому необходимо направлять усилия родителей, психологов и педагога на оздоровление социальной жизни детей любого возраста, а с другой стороны – оздоровлять их внутренний мир. Это возможно осуществить, если психолог, учитель, родители и все те, кто причастен к обучению и воспитанию подрастающего поколения, будут ориентироваться на ряд основных положений. Рассмотрим их детально.

Гуманизация отношений взрослого (психологов, учителей и, в первую очередь, родителей) и ребенка, что предполагает:

  • безоценочно позитивно принимать другого человека;
  • активно эмпатически слушать;
  • конгруэнтно, то есть адекватно, искренне, подлинно, самовыражаться в общении.

Признание того факта, что воспитание подрастающего поколения является особой, в некоторой степени привилегированной сферой деятельности человеческого социума.

Психологам, педагогам и родителям необходимо делать все возможное, чтобы процесс воспитания в учебном заведении и дома строился на основании общечеловеческих ценностей. Переход воспитания на самовоспитание должен представлять собой естественный способ удовлетворять потенциальные возможности учеников старших классов и подростков ппо самоутверждению и самостоятельности.

Психологам, учителям, родителям, выстраивая свои взаимоотношения с ребенком дошкольного, младшего школьного, старшего школьного возраста необходимо помнить, что перед ним стоит человек, у которого есть свой собственный мир, собственное «Я», собственное отношение к себе и к миру. Только соблюдая такой подход взрослые – психологи, педагоги, родители – смогут создать для ребенка условия, позволяющие его внутреннему «Я» развиваться и строить свою сущность и «самость».

Разного рода формы обучения могут оказывать позитивное влияние на развитие ребенка только если взрослые полностью осознают, что учебная деятельность ученика – это общественно значимая и общественно оцениваемая деятельность, и что именно через эту деятельность и новую позицию школьника можно определить все остальные отношения его со взрослыми и ровесниками, отношение к себе и самооценку.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :