Социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей психических явлений, поведения человека и деятельности, которая будет обусловлена факторами его включения в социальные группы, а также психологическую характеристику непосредственно рассматриваемой группы.
Наиболее значимыми объектами изучения социальной психологии в образовании являются:
На уровне конкретных методов и методик в качестве средств социальной психологии образования может считаться ряд традиционных инструментов, таких как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ документов, статистическая обработка данных и пр. Сюда же можно отнести ряд методов воздействия – социально-психологический тренинг, деловую игру, групповую дискуссию и пр.
Еще одна классификация методических средств социальной психологии в образовании была предложена Свенцицким А.Л.. Она включает три аспекта:
Иными словами, социальная психология в образовании – это междисциплинарная практико-ориентированная область знаний, находящаяся на этапе активного развития и становления. Она проходит становление на основе социальной психологии, при опоре на достижения педагогической психологии, психологии развития, возрастной психологии и педагогики. Появление новой научной дисциплины зависит от социального запроса к решению ряда актуальных проблем, которые зависят от общения и взаимодействия людей в образовательном пространстве на современном этапе.
Знание совокупности механизмов взаимодействия человека и общества, закономерностей формирования общения в разнообразных группах – средство психолого-педагогического влияния на ученика, родителя, микро- или макроколлектив.
На сегодняшний день одной из наиболее значимых проблем нашего общества является социальная обездоленность детей, подростков и учеников старших классов, включая учеников средне-специальных учебных заведений и ПТУ – эта проблема наиболее трагична при рассмотрении ее последствий.
Общеизвестно, что состояние физического и психического здоровья учеников старших классов и подростков ухудшается каждый год, а подростки, совершившие насильственные преступления, в 60% случаев с выраженными психическими отклонениями. Особой проблемой является трудоустройство в подростковом возрасте, при условии обучения во вспомогательных школах-интернатах.
Масштаб и глубина кризисных явлений в молодежной среде такова, что общество может недополучить полноценной смены поколений. Поэтому необходимо направлять усилия родителей, психологов и педагога на оздоровление социальной жизни детей любого возраста, а с другой стороны – оздоровлять их внутренний мир. Это возможно осуществить, если психолог, учитель, родители и все те, кто причастен к обучению и воспитанию подрастающего поколения, будут ориентироваться на ряд основных положений. Рассмотрим их детально.
Гуманизация отношений взрослого (психологов, учителей и, в первую очередь, родителей) и ребенка, что предполагает:
Признание того факта, что воспитание подрастающего поколения является особой, в некоторой степени привилегированной сферой деятельности человеческого социума.
Психологам, педагогам и родителям необходимо делать все возможное, чтобы процесс воспитания в учебном заведении и дома строился на основании общечеловеческих ценностей. Переход воспитания на самовоспитание должен представлять собой естественный способ удовлетворять потенциальные возможности учеников старших классов и подростков ппо самоутверждению и самостоятельности.
Психологам, учителям, родителям, выстраивая свои взаимоотношения с ребенком дошкольного, младшего школьного, старшего школьного возраста необходимо помнить, что перед ним стоит человек, у которого есть свой собственный мир, собственное «Я», собственное отношение к себе и к миру. Только соблюдая такой подход взрослые – психологи, педагоги, родители – смогут создать для ребенка условия, позволяющие его внутреннему «Я» развиваться и строить свою сущность и «самость».
Разного рода формы обучения могут оказывать позитивное влияние на развитие ребенка только если взрослые полностью осознают, что учебная деятельность ученика – это общественно значимая и общественно оцениваемая деятельность, и что именно через эту деятельность и новую позицию школьника можно определить все остальные отношения его со взрослыми и ровесниками, отношение к себе и самооценку.