Социальную психологию возраста рассматривает такая достаточно новая отрасль психологии, как возрастная социальная психология. Она выделилась из возрастной психологии, своей целью данная отрасль психологии ставит изучить взаимоотношения личности человека с окружающим его социумом на каждом возрастном этапе.
Предмет возрастной социальной психологии - закономерности развития, деятельности и отношений личности в каждом возрастном периоде в процессе непосредственного и опосредованного общения.
Основными задачами возрастной социальной психологии выступают:
Эта отрасль науки впитала в себя достижения социальной и возрастной психологии. Возрастная социальная психология дает сведения для установления зависимости развития ребенка от специфики групп, в которые он входит: семья, детский сад, подростковая компания, школьный класс и т.д. Наряду с возрастом (социальным, психологическим, субъективно-переживаемым), в сферу изучения возрастной социальной психологии входит социализация, семья, группа, поколения и т.д.
Одним из ключевых понятий данной отрасли психологии является социальная ситуация развития. Данное понятие было разработано и введено Л.С. Выготским.
Социальная ситуация развития - это единственное и неповторимое специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей его средой.
Понятие включает в себя знание об образе жизни ребенка, особенностях его социального быта, специфику его личности и сознания. С помощью социальной ситуации развития можно определить то объективное место, которое занимает ребенок в системе социальных отношений, те требования, которые к нему предъявляет среда, а также то, насколько осознает и понимает ребенок свою социальную позицию, принимает ли и как выражает свое отношение к окружающим в терминах их принятия и непринятия.
Таким образом, социальная ситуация развития является специфичной для каждого возраста, ставит на каждом возрастном этапе свои задачи, решение которых составляет содержание психического развития, и тем самым способствует развитию личности. Это объясняется тем, что постепенно психическое развитие ребенка входит в противоречие с новой сложившейся вокруг него социальной средой, его отношения с окружающими меняются, в каждом новом возрасте меняются предъявляемые ему требования, которым н должен соответствовать. Возникает противоречие между требованиями общества и его психическими возможностями, заставляя ребенка меняется, приспосабливаясь к новым условиям. Это приводит к определенному скачку в психическом развитии ребенка.
Л.С. Выготский выделял два плана отношений ребенка с окружающей средой:
При этом Выготский указывал, что не стоит рассматривать социальную среду только как обстановку, в которой происходит развитие ребенка. Это процесс взаимонаправленный. Как среда меняет ребенка, так и сами средовые воздействия меняются, но в зависимости от того, через какие психологические свойства ребенка они были пропущены. Так через других личность становится самим собой. Выготский считал, что высшие психические функции развиваются благодаря внешнему воздействию, потому что они изначально были социальными.
Таким образом, социальная ситуация развития включает в себя сумму внешних воздействий и внутренних условий для определенного развития психики, тем самым формируя личность и задавая его отношение к себе, другим людям, окружающим его явлениям и вещам.
Другим не менее важным понятием возрастной социальной психологии является социализация. Термин социальное научение был введен еще в первой половине XX века Миллером и Доллардом и означал передачу жизненных образцов поведения, ценностей и норм следующему поколению. Через социализацию ребенок вводится в окружающий его мир, знакомится с его правилами и нормами поведения, превращаясь в полноценного члена социума. Социализация наиболее важна в период становления личности, но в связи с изменениями в социальной ситуации развития, может продолжаться в течение всей жизни.
Социализация подразумевает усвоение личностью культурных норм, традиций и принципов, присущих определенной культурной общности.
Существуют две точки зрения на то, как действует социализация. Согласно первому подходу, под воздействием окружающей среды заложенные в человеке психобиологические задатки начинают развиваться в том русле, в котором направляет среда. Постепенно они переходят в значимые психические свойства личности. Данная трансформация происходит при наличии активности человека. Согласно второму подходу, природно-биологические задатки не играют значительной роли в формировании личности, а потому их роль не рассматривается в процессе социализации, на формирование личности преобладающее воздействие оказывает совокупность факторов внешней среды, различные социальные группы и институты.
В зависимости от того, в каком возрасте происходит социализация, на данный процесс оказывают влияние разные факторы. Принято выделять следующие группы факторов социализации:
При этом наиболее влиятельным фактором нередко выступает семья. Именно в семье ребенок впервые знакомится с основными правилами поведения в обществе, его устройством, принципами взаимодействия с окружающими.