Социальная норма – это совокупность паттернов, правил и образцов поведения и деятельности, которые направлены на сохранение устойчивости и регламентации взаимодействия между индивидами в рамках социальных групп и общества.
Социальная норма, как совокупность определенных допустимых в данной общности поведенческих актов, связана с решением целого ряда практических вопросов – определения девиации, нормальности социального развития личности, степени ее благополучия и адаптированности к среде. Однако само понятие социальной нормы не является застывшим и зафиксированным. Существуют различные подходы к его выделению, наполняющие понятие нормы различным содержанием.
В качестве основных подходов можно выделить:
Негативный подход заимствован психологической наукой из сферы медицины и определяет норму, как отсутствие психологических аномалий и патологий. Однако данный подход подвергается значительной критике со стороны отечественных исследователей (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь), связанной с тем, что принимая в внимание великое множество оценочных критериев, совсем незначительное число людей можно будет считать нормальными. Кроме того, обрисовывая границы нормы, негативный подход совершенно не определяет ее внутреннюю специфику.
Позитивный подход, напротив, предполагает математическое вычисление необходимых личностных и социальных характеристик, по которым человека можно отнести в группу нормы, благодаря чему его также называют статистическим. Вычисление происходит путем поиска среднего арифметического в выбранной социальной группе или общности. Механицизм данного подхода, также создает основания для критики его применимости.
Критериальный поход предполагает определение нормальности на основании соответствия личности определенным требованиям, критериям, условиям, выдвигаемым к нему со стороны социальной группы или общества. В качестве таких критериев можно обозначить законопослушность (с точки зрения государства) или успеваемость (в рамках школы).
Идеальный подход формирует своеобразный идеал социальной нормы – совокупность качеств лучших ее представителей, способствующих развитию общества. Идеальная норма не может быть применена для оценки реального поведения личности в силу ее недостижимости, однако она выступает как формирующий фактор, направляющий поведение и создающий мотивацию для внутреннего роста.
Социальные нормы играют значительную роль в жизни общества, способствуя его стабилизации и благополучию. На практике любая норма реализуется одновременно в двух формах – как образец для собственного поведения личности и как ожидания других людей относительно ее поступков. Совокупность этих двух вариаций обеспечивает реализацию следующих функций социальных норм:
Контролирующая функция связана с реализацией процессов социализации и развития личности, которые происходят в рамках реальных социальных общностей, где личность подвергается оценочному воздействию со стороны всех членов этой группы, которые таким образом направляют и корректируют ее рост.
Ориентационная функция обеспечивает объединение отдельных личностей в социальные группы на основании общностей в поведенческом репертуаре и понимании социальной нормы, а также интеграцию групп в общество.
Регулятивная функция направлена на контроль реального поведения личности, профилактику девиантного и противоправного поведения, обеспечивает безопасность социального взаимодействия.
Информационная функция реализуется посредством образцов и эталонов поведения личности в различных ситуациях, которые обеспечивают единообразие поведенческого диапазона, создают предсказуемость и формируют ожидания участников коммуникативного процесса.
Таким образом, социальные нормы охватывают весь диапазон поведенческих проявлений личности в социуме и направляют его. Многообразие и глубина степени воздействия норм обусловлена их свойствами:
Перечисленные свойства обозначают, что социальные нормы возникли в рамках исторического процесса, как традиции или законы, и при этом имеют свойство меняться с течением времени.
Нормы предполагают регламентацию поведения всех людей, в любых жизненных ситуациях и обязательны к исполнению, однако являются обобщенной формой социального опыта и далеко не всегда укладываются в контекст конкретной социальной ситуации.
Социальные нормы представляют собой неоднородную общность. Так как нормы возникают в рамках исторического процесса, они имеют разное содержание, направленность, степень применимости. Нормы могут устаревать, а могут напротив закрепляться в законодательных актах или священных текстах. Кроме того, они могут иметь всеобщий характер, а могут быть специфическими, регулирующими взаимодействия в рамках узких профессиональных или иных сообществ.
Наиболее часто выделяют семь видов социальных норм, опираясь на различные основания.
Правовые нормы закреплены в законодательных актах, распространяются на всех граждан определенного государства и предполагают наличие обязательных санкций за их нарушение.
Эстетические нормы отражают представления общества о прекрасном, возвышенном и напротив, ужасном и грубом. Эстетические нормы выполняют направляющие и ориентирующие функции, достаточно динамичны и не имеют жестких санкций за несоблюдение.
Духовно-нравственные нормы отражаются общечеловеческие ценности и идеалы, сформулированные в виде философских идей и закрепленные в качестве образов в искусстве и в качестве постулатов в религии.
Организационно-профессиональные нормы регламентируют деятельность в рамках профессионального сообщества или производства, учебного заведения.
Морально-этические нормы представляют собой образцы поведения в рамках определенной социальной группы.