В соответствии с определением, данным Андреевой Г.М., социальная психология – это наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности, обусловленные включением их в различные социальные группы, а также психологические характеристики групп.
Из данного определения следует, что предмет социальной психологии достаточно сложный. Даже если рассматривать его с этимологической точки зрения, изучая состав словосочетания, то в нем уже выявляется двойственность:
Отсюда и вытекает проблема: что же исследовать – внутренние аспекты или внешние? К внутренним аспектам относят психику в качестве особого механизма, изучаемого общей психологией. А внешнее, то есть социальное, изучается социологией.
Зачем же понадобилось создание отдельной науки – социальной психологии? Чем отличается предмет социальной психологии и предмет общей психологии и социологии. Известны такие отличия в предметах этих наук, которые позволяют выделить отдельную ветвь науки – социальную психологию.
Отличиями предмета социальной психологии от общей, являются следующие явления.
Процессы, состояния и психические образования, изучаемые в общей психологии, рассматриваются просто в качестве операций, форм отражения по своей внутренней структуре, то есть в качестве механизмов.
Социальная же психология рассматривает психические процессы, состояния и психические образования, которые наполняются конкретно-социальным содержанием, они рассматриваются не только в качестве форм отражения и мыслительных операций, но и в качестве целого мира отношений человека, то есть включение человека в сферу взаимодействий с окружающими людьми.
Общая психология не рассматривает общение и взаимодействие между людьми, но человека нельзя представить без общения и взаимодействия с окружающими. Необходим отдельный комплекс исследований, посвященных законам взаимодействия. Это и провоцирует развитие отдельной науки, не относящейся к общей психологии.
Социальная психология сконцентрирована на целостном оценивании людьми друг друга, то, как заставляют социальные ситуации большую часть людей поступить гуманно или жестоко, быть конформным или независимым и пр.
Таким образом, объектом общей психологии является индивидуальное поведение человека и его деятельность.
Предметом выступают механизмы психики, которые обеспечивают это поведение и деятельность и обусловленные ситуациями общения и взаимодействия.
Объект социально психологии – это взаимодействие и общение человека. Ученые-социологи склонны объяснять любые явления посредством объективных общественных законов, общественными и общими категориями, которые оказывают влияние на отношения между социальными группами.
Для социолога личность представляет собой вывернутый «наизнанку» социум. Личность – это персонифицированный представитель одной из общественных групп, персонифицированная социальная единица. Все отношения между людьми в социуме можно рассмотреть в качестве отношений общественных групп и посредством отношений социальных единиц.
Социальный психолог видит личность не просто в качестве социума, а в качестве чего-то более конкретного. Его отношения вокружающими людьми представляют собой не только отношения общественных позиций и ролей, но и индивидуализированные психологические отношения, то есть симпатии, восприятие других людей, понимание и сочувствие и пр. Здесь приобретает значение иной уровень обобщения.
Конечно, социальным психологом учитываются общественные отношения, выступающие в качестве макроусловий, оказывают влияние на изменения, происходящие в психике посредством микроусловий. Для социолога – это безлично-психологический подход. Для социального психолога – это подход конкретно-личностный.
Таким образом, проблема формулировки предмета социальной психологии была темой бурных обсуждений в науке на протяжении всего ХХ века.
История отечественной социальной психологии состоит из двух этапов этой дискуссии:
Результатом дискуссии стало формирование трех подходов к пониманию предмета социальной психологии.
Первый подход, наиболее распространенный среди ученых-социологов предлагал понимание социальной психологии, в качестве науки, изучающей массовые явления в психике. Данный подход предполагал постановку различных акцентов: изучение психологии различных классов, отдельных элементов общественной психологии групп, например, традиций, нравов, обычаев и т.д.; формируется общественное мнение и изучаются коллективы.
Второй подход предполагал в качестве главного предмета исследования социальной психологии – личность человека. В этом подходе уделяется внимание, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности и типологиям личности. С другой стороны, были выделены положения личности группе, межличностные отношения людей и вся система их общения. Этот подход наиболее популярен среди психологов.
Третий подход объединяет в себе два предыдущих. Социальная психология рассматривалась в качестве науки, которая изучает массовые психические процессы и положение личности внутри группы. Здесь проблематика предмета социальной психологии рассматривается достаточно широко.
В рамках данного подхода были предприняты попытки разработать полную схему проблем.
Парыгин Б.Д. предложил следующую схему:
В соответствии с Мясищевым В.Н., предметом социальной психологии могут выступать: изменения психической деятельности людей внутри группы под воздействием взаимодействия; особенности групп; психическая сторона общественных процессов.