Личность является термином, который употребляется во многих научных дисциплинах, нередко выступая объектом их исследования. В литературе можно насчитать более двухсот различных понятий личности. Для социальной психологии необходимо выделить свое понимание личности, отличающее его от двух материнских дисциплин - психологии и социологии.
В социологии личность изучается с точки зрения воздействия на нее макрофакторов. Предметом исследования являются объективные закономерности развития личности, а также связанные с ней социальные образования, такие как социальные институты, социальная структура общества. Личность предстает в социологии именно как носитель общественных отношений, как участник социальных групп. Таким образом, личность в социологии как бы обобщается, ее индивидуальность отступает на второй план.
Напротив, общая психология сосредотачивается на внутренней характеристике личности. Наибольшие споры среди ученых идут о структуре личности. Однако все теории подчеркивают соединение в личности биологического, социального и психического.
В социальной психологии подчеркивается общественная природа личности, возможность ее формирования только в рамках социума. Личность постоянно включена в систему социальных отношений. Именно через социум индивид усваивает нормы и ценности данного общества. Внешнее влияние, переплетаясь с индивидуальными характеристиками, создают свой неповторимый образ человека.
В социальной психологии исследуется социально-детерминированная личность, ее поведение в группах, взаимовлияние групп и личности, вклад личности в деятельность.
Нередко подчеркивается значение личности как носителя сознания и регулятора человеческого поведения. С.Л. Рубинштейн писал, что человек становится личностью в силу того, что «он сознательно определяет свое отношение к окружающему». Важнейшей частью личности является самосознание, которое помогает ему вычленить себя ои окружающего мира, противопоставить себя другому, осознание себя, своих целей, своих действий, а также их оценка.
Личность не совпадает с такими категориями, как индивид и индивидуальность.
В зарубежной психологии принято выделять несколько основных подхода к изучению личности:
В отечественной психологии проблема личности также широко изучалась. Как субъект жизненного пути и субъект деятельности рассматривает личность К.А. Абульханова-Славская. Личность проявляет такие важнейшие качества, как активность, организованность, социальное мышление и т.д. Как цельное духовное образование со своими мотивами и причинами описывает личность Д.Н. Узнадзе. Как систему отношения к себе и к внешнему миру рассматривает личность В.В. Мясищев.
В рамках социально-деятельностного подхода, разработанного А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств и результат включения индивида в межличностное взаимодействие. В социально-значимой деятельности индивид реализует свою потребность быть личностью. В свою очередь деятельность управляется системой мотивов. Таким образом, развитие личности предстает как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду.
Социальная психология изучает личность с точки зрения ее межиндивидуальных связей. Большое влияние на формирование личности оказывает то, в какие социальные группы она входит, и с какими другими личностями общается. При вхождении в новую социальную среду человек проходит три стадии становления:
В период адаптации личности у нее могут возникнуть чувства конформности, неуверенности, робости.
Конформность - склонность человека подчиняться групповым нормам, ценностям и ожиданиям, сформулированным непосредственно или на уровне предположений самой личности.
Конформность может быть как внешняя (выражение публичного согласия без личностного разделения позиции большинства), так и внутренняя (действительное изменение своих взглядов под давлением группы). То, насколько личность может поддаваться чужому давлению, зависит от таких причин, как:
Кроме того, личность также может встать на позицию нонконформизма или негативизма, стремясь во что бы то ни стало действовать вопреки господствующей позиции большинства. В качестве возможной альтернативы личность может выбрать самостоятельность, которая означает выработку собственной позиции и ее отстаивание, но не из-за внешнего давления, а как результат собственной аналитической деятельности. Этот вариант не исключает согласия с группой, но оно формируется под влиянием объективных причин.