Одно из основных понятий социальной психологии и в целом всей психологии - это личность. Однако, несмотря на то, что понятие личность является общеупотребительным термином, существует больше сотни его определений.
Современная социальная психология стремится подчеркнуть, что личность является проявлением биологического, социального и психологического в человеке. Личность формируется и проявляет себя только в своих социальных связях. Многие теории личности подчеркивают, что существенной чертой личности является регулирование человеческого поведения, а также то, что в личности человек проявляет себя как носитель сознания. Тем самым личность не только объект воздействия, но и активный субъект.
Личность - интегративное психическое образование, объединяющее совокупность индивидуально-психологических особенностей индивида, преломляющее внешние воздействия и обуславливающее специфику ответной реакции индивида.
Личность не совпадает с таки категориями, как индивид и индивидуальность. Индивид представляет собой отдельный организм, представитель человеческого рода. Впервые индивид появляется примерно в возрасте одного года, когда в психике ребенка формируется первое представление о себе и о взрослом как о раздельных существах, и завершается около пяти лет, когда начинает формироваться личность. Индивидуальность означает неповторимое своеобразие человека, его отличительные признаки, такие как характер, специфика потребностей и интересов и т.д.
Важнейшими характеристиками личности являются самооценка и Я-концепция.
Самооценка - собственная оценка себя личностью, ее сильных и слабых сторон, качеств, возможностей, занимаемого места в структуре социальных отношений.
Самооценка выступает одним из регуляторов человеческого поведения, уровень самооценки влияет на эффективность коммуникаций, деятельности. Самооценка входит как компонент в структуру Я-концепции. Некоторые авторы трактуют Я-концепцию как синоним самооценки. Р. Бернс вводил это понятие в психологию как совокупность всех представлений личности о себе, включая Я-реальное, Я-зеркальное и Я-идеальное.
Личность в период своего развития проходит процесс социализации, что означает приобщение индивида к социальным, нормам, правилам, принципам, культуре и т.д. Через их усвоение человек включается в общество, становится социальной единицей. В соответствии с ними он регулирует собственное поведение.
Два и более человека, взаимодействующих между собой, осознающих свою групповую принадлежность, проводящую совместную деятельность, называются группой.
Группа характеризуется наличием следующих признаков:
Примеры социальных групп: семья, группы детей детского сада, классы в школе, группы обучения, коллектив приятелей, музыкальные группы, спортивные команды, коллектив работников цеха и т.д. Группу следует отличать от толпы и временное скопление людей (например, проезжающие в одном автобусе). Группам присущи свои групповые нормы и групповые санкции. Отношения, складывающиеся внутри группы, описываются как групповая динамика.
Групповая динамика - это процесс взаимодействия членов группы на основе проявления ими взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как групповых, так и личных интересов и потребностей.
Понятие групповой динамики также включает в себя исследование тех сил, которые воздействуют на отношения внутри группы, повышая или, наоборот, снижая их сплоченность, а также формирование и развитие групп.
Участники любой деятельности обязательно входят между собой в процесс общения. Общение включает в себя обмен информацией, установление контакта, восприятие друг друга, совместное взаимодействие и взаимовлияние. На этой основе многие авторы (Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин и другие) выделяют несколько сторон в общении:
Психологи считают, что человек испытывает особую потребность в общении, признавая общение как один из видов деятельности. Очень близко к понятию общения термин коммуникация. Выделяют вербальную коммуникацию (передача информации при помощи языка) и невербальную (дублирующая вербальную информацию или подтверждающая нецеленаправленная передача ее психического содержания).
Общение может являться одной из черт социального взаимодействия. Взаимодействие подразумевает вступление людей в межличностный контакт, который характеризуется следующими признаками: поведение одного участника является стимулом для действий со стороны другого; они испытывают взаимные поведенческие ожидания, сформированные на основе межличностного восприятия; произведение оценки личности другого участника, его мотивов и действий.
В процессе социального восприятия нередко наблюдается такой феномен, как казуальная атрибуция, которая означает попытку интерпретировать социальный объект, в частности причины его поведения, в условиях дефицита информации путем домысливания. Казуальная атрибуция является проявлением когнитивных процессов, в отличие от восприятия другого, при атрибуции происходит повышение интеллектуальности изучаемого явления. Личность пытается интерпретировать, объяснить свое собственной или чужое поведение через нахождение его во внешних или внутренних источниках. Выводы, сделанные в результате, могут быть как истинными, так и ложными.
Нередко социальное взаимодействие может привести к конфликту.
Конфликт - столкновение противостоящих и противоречащих сил, вызывающее повышенную эмоциональную напряженность.
Возникновение конфликта объясняется созданием определенной социально-психологической среды, однако для него необходимо, чтобы хотя бы один из участников воспринимал происходящее как конфликт.