Общественное мнение – это социальный институт, особая форма самовыражения общественного сознания, проявляющееся в оценках актуальных проблем и ситуаций социальной действительности, отражающих позиции различных социальных слов и групп.
Общественное мнение не эквивалентно мнению общественных деятелей или лидеров, равно как и механической сумме мнений граждан, составляющих общество. Оно представляет собой продукт общественного обсуждения, который рождается в ходе дискуссии, что обуславливает ряд его характеристик:
Для формирования общественного мнения необходима проблемная ситуация, некоторое событие, которое связано с интересами широких кругов общественности, затрагивает их потребности или ценности, способно вызвать резонанс и дать почву для дискуссии. Эту ситуацию обозначают как объект общественного мнения.
Субъектом общественного мнения является его выразитель – т.е. народная общность, которая может иметь сложную структуру. Субъект может формироваться как на макроуровне – например общественное мнение населения страны или даже мировое общественное мнение, а может представлять микроуровень – мнение трудовых коллективов одного производства или организации. Чем выше уровень субъекта, тем больше подструктур входят в его состав. При этом совершенно необязательно, что в образовании общественного мнения на уровне страны будут участвовать все социальные слои или регионы. Для некоторых из них, общественная проблема может не иметь категорического значения, и их позиция будет индифферентна.
Полный механизм формирования общественного мнения до сих пор остается одной из открытых проблем социологической науки. Однако достоверно известно о наличии двух путей его складывания. Первый путь – стихийный, он предполагает непосредственное наблюдение и обсуждение проблемных ситуаций в жизни общества. Протекая на нерегулируемых площадках, он проходит этап столкновения, поляризации и согласования отдельных индивидуальных мнений, которые в конечном итоге складываются в мнения социальных групп.
Второй путь представляет собой преднамеренное стимулирование возникновения общественного мнения путем использования политических и информационных технологий, создания площадок для его формирования – референдумов, опросов, совещаний. Главным инструментом воздействия на общественное мнение выступает СМИ, которое может снабжать общество как правдивой, так и ложной информацией, создавая общественное мнение далекое от объективной реальности.
Общественное мнение выражается не только в социальных оценках значимой проблемы, но и в эмоциях, а также действиях членов общества. Таким образом оно объединяет в себе рациональные, аффективные и волевые компоненты. При этом общественное мнение имеет определенный ареал распространения, оно может быть региональным или классовым.
Поскольку общественное мнение представляет собой социальный институт, оно имеет свою цель и функции, при помощи которых эта цель достигается. Общественное мнение предоставляет возможность гражданам озвучивать свои мнения по оценке, путям решения и истокам тех или иных социальных проблем – в этом состоит его цель. Среди функций можно выделить следующие:
Консультативная функция реализуется посредством консолидации мнений и предоставления различных вариантов действий относительно проблемной ситуации.
Экспрессивная функция объединяет как возможность для эмоциональной разрядки для отдельных граждан, так и роль общественного мнения, как регулятора деятельности других институтов и властных структур, путем вынесения оценки.
Директивная функция представляет собой принятие решений обществом, через референдум или посредством выборов.
Общественное мнение в зависимости от своего содержания может иметь различный характер. Как оценочное суждение оно отражает аффективную реакцию общества на событие. Аналитический и конструктивный характер общественного мнения предполагает глубокий анализ причин и последствий проблемы. Оно может сформироваться только при достаточной компетентности субъекта. Наконец общественное мнение может быть регулятивным. В этом случае на его основании формируются нормы морали и права.
Методы исследования общественного мнения направлены в первую очередь на его срез и выявление на определённом промежутке времени. Основными характеристиками, которые подвергаются измерению, выступают:
Главным методом исследования выступает опрос общественного мнения, который может осуществляться в различных формах. Наиболее популярным методом выступало самозаполнение анкет, которое позволяло за короткий промежуток времени охватить большую аудиторию. Однако из-за невозможности контроля за чистотой измерения, т.е. кем реально были заполнены анкеты, данный метод в настоящее время практически не используется.
Метод интервью и телефонного опроса, представляют альтернативу самозаполнению анкет, однако характеризуются значительной трудоемкостью, так как необходимо подготовить самих интервьюеров, время проведение самого интервью составляет, как правило, 30-40 минут, что значительно ограничивает число собираемых данных. Кроме того возможны ошибки при реализации сложных схем интервью.