Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей, поведенческих особенностей и человеческой деятельности, обусловленных их социальным взаимодействием.
Социальная психология занимается изучением психологических явлений – процессов, состояний и свойств, которые характеризуют индивида и группу в качестве субъектов социального взаимодействия.
Социальная психология разделяется на:
Теоретическая социальная психология состоит из:
Прикладная социальная психология состоит из:
В рамках социальной психологии условно выделяют несколько школ психологии:
Бихевиоризм и, сформировавшийся позднее, необихевиоризм – представляется собой поведенческую психологию, занимающуюся изучением закономерностей поведения животных и человека. Яркими представителями данного направления считают Павлова И.В., Бехтерева В.М., Уотсона Д., Скиннера Б и др. Центральная проблемой бихевиоризма выступает научение, то есть процесс приобретения индивидуального опыта человеком через пробы и ошибки. Психоаналитической направление данной ветви связывают с Зигмундом Фрейдом.
Бихевиористской социальной психологией была создана практика активного обучения и групповой психотерапии, в первую очередь, умений и навыков. Можно отметить, что все разнообразие социально-психологических подходов в бихевиоризме базируется на достаточно ограниченном наборе концептуальных понятий внутри данной парадигмы. На поведении, стимуле, реакциях, подкреплении – поощрении либо наказании, научении.
Бихевиоризм ориентируется на модель человека, которую можно обозначить как модель человека реагирующего. Но данная модель игнорирует специфику человека как объекта изучения.
Социально-психологической проблемой данного направления является столкновение влечения человека и социальных запретов.
Гуманистическая психология, представителями которой считают Оллпорта Г., Маслоу А., Роджерса К. и др. В раммках данного направления исследуется человек в качестве полноценно развивающейся личности, стремящейся к реализации своих потенциальных возможностей.
Когнитивизмом акцент ставится на процесс познания мира человеком через основные когнитивные психические процессы – память, внимание и пр. Проблемой когнитивизма является процесс принятия человеком решений.
Когнитизвизм – это отрасль развития взглядов двух наиболее крупных теоретиков американской психологии ХХ века – Леона Фестингера и Курта Левина. Левин внес огромный вклад в развитие современной социальной психологии, он не просто обогатил ее идеями и конкретными данными, а разработал целые области социально-психологического знания. Это учение затрагивает групповую динамику и ряд конкретных исследований в сфере сплочения, развития и взаимодействия личности с группой, лидерство и руководство. Это методология, включающая активное социально-психологическое обучение и принятие эффективных групповых решений. Сюда же можно отнести подходы к пониманию и разрешению конфликтов как внутри одной группы, так и между нескольких групп.
Левин К. оказал воздействие на узкие направления социальной психологии, а также под влиянием его идет были сформированы устойчивые социально-психологические взгляды на природы взаимодействия человека и группы, личности и общества, взгляд с точки зрения динамической взаимосвязи и взаимозависимости.
Интеракционизм и, сформировавшийся позднее, символический интеракционализм, основная идея которого заключается в том, что личность всегда социальна и формироваться вне общества не может. Особенная роль отведена коммуникации в качестве обмена символами и выработки единых смыслов и значений.
Символический интеракционизм – это течение научной социально-психологической мысли, которое берет свое начало на в индивидуально-психологически, а социологических представлениях, касающихся социального поведения человека.
Интеракционизм базируется на взглядах Дж. Мида - американского философа, социолога и социального психолога. Он считал основой интеракционизма последовательное понимание группы как целого. Эта целостность является преобладающей над индивидом. Человеческое поведение внутри группы анализируют и интерпретируют не выходя за рамки целостной активности группы.