Рассматривая философские позиции, можно отметить, что понятие массы и массового человека не являются абсолютно новым явлением в историческом процессе. Масса, как противопоставленность элите, как объединение людей по определенному признаку существовала всегда и выполняла свои определенные функции – прежде всего функции подчинения и обеспечения по отношению к элитам, которые руководили массами, а также разрушительную функцию по уничтожению старых порядков, устройств, цивилизаций, не отвечающих требованиям времени, не способных удержать массы в повиновении.
Для человека массы в данной системе главной характеристикой выступала принадлежность. Именно принадлежность к какой-либо общности – этнической, религиозной, профессиональной, социальной, делала его человеком массы, приобщало к ее ценностям и толкало на определенные формы реагирования.
Ярким примером традиционной массы выступает такое явление как толпа. Толпа как аморфное объединение разнородных идей, на основании интереса, проявления внимания к одному объекту, характеризуется подавлением воли субъекта, попавшего в нее, снижением качества и критичности мышления, огрублением аффективной сферы. Личность, попавшая в толпу, начинает подчиняться массовому сознанию, чувство индивидуальной ответственности растворяется в ощущении единства с массой людей, в результате чего толпа способна на самые жестокие и ошеломляющие поступки.
Однако эти же характеристики проявляются пусть и не в такой яркой степени по отношению и к более стабильным, долго существующим массам, таким как социальные слои, сословия, общности. При этом субъектам вовсе необязательно физически собираться вместе, достаточно одного лишь осознания принадлежности к определенной массе для проявления различных когнитивных и поведенческих искажений. Ярким примером может выступить патриотический или спортивный угар болельщиков, находящихся дома у телевизоров в момент игры национальной сборной. Несмотря на физическую разделенность, они испытывают одинаковые чувства и схожим образом реагируют на стимулы.
Благодаря развитию информационных технологий, а также повсеместному распространению капиталистической системы мира и ценностей потребления, феномен массового человека приобрел новые черты.
Главным отличием массового человека от человека массы является перенос акцента от принадлежности к какой-либо общности, на необходимость быть «как все». Массовый человек стремится к массовому потреблению и в этом процессе он не испытывает нужды в эталонах или социальных ориентирах, которые стимулировали бы его к росту и развитию. Масса становится эталоном сама для себя, ее движение — это последовательная смена стандартов, мод, образов, которое предполагает лишь изменение поверхностных характеристик массы, но не затрагивает ее сущности.
Также на данном этапе противопоставление масса-элита претерпело значительные изменения. Если раньше элиты представляли собой отличный духовный и интеллектуальный уровень, который выражался в высокой, элитарной культуре и стремлении образовать, приобщить массы к ее достижениям, то на данной момент в противостоянии масс и элиты решается лишь вопрос власти. Элиты представляют собой образчики массового человека, который в результате стечения определенных обстоятельств оказался успешнее прочих и встал у руля управления массой.
Современная элита не стремится к повышению культурного и образовательного уровня массы, выделению из нее личностей, напротив, она способствует дальнейшему росту массы, т.к. последняя представляет собой прекрасный объект для манипуляции и управления. «Выравнивание», которое выступает главным механизмом формирования массового человека, осуществляется благодаря следующим двум процессам:
С точки зрения ряда философов, таких как Делез, Соловьев, Москаленко в основе феномена современного массового человека лежит культура постмодернизма. Ее типичные черты, такие как поверхностность, фрагментарность, эксплуатация уже имеющегося культурного наследия, без производства нового продукта находят свое отражения в характеристиках массового человека.
В качестве основополагающих характеристик можно выделить следующие:
Характерной чертой массового человека становится клиповое мышление, которое характеризуется значительным снижением концентрации и устойчивости внимания, способности волевой регуляции, что приводит к снижению уровня аналитических и критических возможностей мыслительной деятельности. Информация воспринимается и усваивается ограниченными блоками – клипами, которые представляют собой законченные образы слабо связанные между собой. Вследствие разобщенности и низкого уровня интеграции знания клиповое мышление наиболее подвержено воздействию манипуляции и внушению, так как не склонно перепроверять и сравнивать информацию.