Социально-психологический климат – это процесс и результат деятельностных усилий коллектива, который отражает его внутреннее состояние как целостной группы, а не как суммы его отдельных членов.
Социально-психологический климат представляет собой характеристику коллектива, т.е. группы людей, объединенных социально одобряемой деятельностью. В качестве основных факторов, влияющих на формирование климата можно выделить следующие:
Складываясь как результат коллективной деятельности психологический климат оказывает определенное влияние на членов группы, которое может как способствовать, так и препятствовать выполнению трудовой задачи. Основные цели исследования климата лежат в области установления его благоприятности и формирования рекомендаций по улучшению обстановки. Подходя к анализу психологического климата следует учитывать двухуровневость данного явления.
Первый уровень представлен собственно социально-психологическим климатом. Он является достаточно стабильным образованием, которое отражает взаимоотношения коллег по работе их интерес к рабочим обязанностям. Климат достаточно хорошо ощущается членами коллектива на ценностно-мотивационном уровне и оказывает влияние на отношение сотрудников к своей работе в целом. Изменения на данном уровне происходят в течении длительного времени, произвести коррекцию собственно климата коллектива достаточно сложно, проще поддерживать его на однажды сформированном уровне.
Второй уровень представлен психологической атмосферой коллектива. Она отражает каждодневный эмоциональный настрой участников коллектива в процессе выполнения рабочих обязанностей и характеризуется высокой степенью динамизма, изменчивости. Психологическая атмосфера влияет на работоспособность и эмоциональное состояние членов коллектива во время рабочего дня. В отличие от климата, атмосфера в значительно меньшей степени осознается сотрудниками, в тоже время возможности по ее коррекции значительно выше. Длительная суммация положительной или отрицательной атмосферы приводит к переходу количества в качество, т.е. к изменениям психологического климата.
Как мы уже указывали наиболее часто цели исследования психологического климата лежат в области выявления уровня его благоприятности, степени влияния на работоспособность коллектива, а также причин актуального состояния климата, для дальнейшей разработки рекомендаций по его поддержанию, либо коррекции. Наиболее полно подойти к реализации обозначенных целей поможет список задач исследования:
Наиболее эффективной методикой исследования психологического климата, особенно в крупных коллективах выступает организация опроса или анкетирования. Опрос позволяет одновременно охватить большой объем сотрудников, выявив их позиции по всем интересующим пунктам. Кроме того, опрос в большинстве случаев гарантирует высокий уровень искренности ответов. В качестве специфических факторов, которые способствуют самораскрытию сотрудников при опросе следует выделить полную анонимность исследования, а также предварительное информирование о целях проведения анкетирования. Дополнительную мотивацию может дать информация о том, что на основании мнений сотрудников будут приняты решения по улучшению климата в коллективе и рабочих условий.
Достаточно популярным способом организации опроса является онлайн тестирование. Оно позволяет не только сократить временные и трудовые затраты на организацию и обработку результатов исследования, но также повышает достоверность получаемой информации, особенно если возможность заполнить анкету предоставляется вне рабочего места.
Наиболее распространенной и популярной методикой является Социометрический тест Дж. Морено. Он направлен на диагностику эмоциональной структуры коллектива за счет выявления симпатий и антипатий между его членами. По его результатам можно выявить эмоциональных лидеров коллектива, сплоченные группы, изгоев, а также оценить общий уровень сплоченности. Данный тест рекомендуется проводить в группах члены, которых работают вместе на протяжении хотя бы полугода, для получения наиболее надежных результатов. Другим ограничением методики выступает численность коллектива – наиболее эффективно применение социометрического теста в небольших группах (15-20 чел.).
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера. Целью данной методики является изучение общего уровня благоприятности эмоциональной атмосферы в коллективе. В ее основе лежит психосематический дифференциал – респондентам предлагается оценить коллектив по 10 антоминичным парам прилагательных, которых характеризуют его климат. Например, «Дружелюбие-Враждебность» или «Сотрудничество-Несогласованность». Общая оценка атмосферы выявляется путем суммации оценки по всем шкалам, а для коллектива путем вычисления среднего значения результата.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Методика направлена на изучение степени интеграции коллектива, одной из его наиболее существенных качеств. Он позволяет оценить насколько сплоченной или разобщенной является группа. Однако данный тест также имеет ограничение эффективности по численности коллектива. Рекомендуемый размер группы составляет до 40 человек.