Возрастная социальная психология


Возрастная социальная психология

Возрастная социальная психология: сущность, предмет и задачи

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает изменения в психике человека с течением его роста и развития, то есть взросления.

Определение 1

Возрастная социальная психология – это ветвь возрастной психологии, занимающаяся изучением систем отношения ребенка с окружающим его социумом на каждом возрастном этапе.

Предмет социальной возрастной психологии – закономерности развития, характерные для каждого возрастного этапа, а также деятельность и отношения личности ребенка при непосредственном и опосредованном общении.

Задачами возрастной социальной психологии является: установить такие возрастные закономерности и зафиксировать их в понятийном аппарате ребенка.

Проблемы:

  • онтогенез общения, базирующийся на изучении возрастных закономерностей развития;
  • развитие общностей – групп и коллективов;
  • возрастные закономерности влияния межличностного воздействия на формирование детской личности;
  • взаимодействие с широкими социальными общностями, в соответствии с возрастными особенностями.

Возрастная социальная психология предполагает изучения ряда институтов социализации. Одним из основных таких институтов является семья.

Семья как институт социализации

Семья является базой для чувства безопасности ребенка, основной для его психического здоровья. Семья является проводником для макросоциальных воздействий, то есть культурного влияния, средой микросоциального взаимодействия, которое характеризуется собственными особенностями, формируя источник поведенческой модели и сверху вниз (специально демонстрируемые), и снизу вверх (неосознанно усваиваются ребенком).

Семья является моделью межгендерных взаимоотношений, важнейшим источником и фильтром социального опыта.

К функциям семьи можно отнести: чувство безопасности и доверия к миру, даваемое ребенку; модели поведения в разных ситуациях; источник жизненного опыта; обеспечение соответствующего некоторым детским требованиям общества.

Уровни проблематики семьи:

  • межличностные проблемы, спровоцированные внешним миром;
  • проблемы внутри семьи. Часто выделенным пациентом-ребенком является источником всех проблем. На самом деле, ребенок зачастую является тем единственным, что семью скрепляет.
  • проблемы у всех членов семьи;
  • преобладание больных людей в семье.

Еще одна структура, играющая роль в возрастной социальной психологии, - поколение.

Поколение и его роль в возрастной социальной психологии

Определение 2

Поколение является звеном в генеалогической цепи, одним из этапов возрастной стратификации общества, социально-возрастной когортой, то есть близкой по времени рождения, объединенными социальным опытом и значимыми событиями.

Современная ситуация внутри поколения характеризуется следующими чертами: заимствование внутри поколений как одной страны, так и разных; напряженное и неоднозначное аффективное отношение к опыту предыдущих поколений; отсутствие обобщенного представления о ценностях; социально-экономическая нестабильность.

Определение 3

Конфликт поколений – это процесс формирования и проявления, столкновения и разрешения возникших противоречий между представителями разных поколений.

Историческая изменчивость семейных отношений и возрастная стратификация

Возрастная социальная психология занималась и изучением исторической изменчивости детско-родительских отношений, выделяя в них следующие стадии.

  • стадия инфантицита, или детоубийства, охватывает период от античности до 4 в н.э. Детей не рассматривали в качестве ценности, считалось, что они должны ухаживать за родителями.
  • оставляющая стадия – 4-13 в н.э. – родители начали видеть в ребенке человека, имеющего бессмертную душу, но эта душа зла, поэтому ее следует воспитывать в атмосфере эмоциональной холодности, чтобы душа ребенка была спасена.
  • амбивалентная стадия – 14-17 в н.э., считалось, что мать должна быть заботлива, уделять воспитанию ребенка большую часть своего времени.
  • навязывающая стадия – охватывает 18 век – людей постигло желание сближения с ребенком, овладения его разумом и таким образом влиять на него.
  • социализирующая стадия – охватывает 19 век – предполагает не столько овладение детской волей, сколько обучение его приспосабливанию к различным обстоятельствам.
  • помогающая стадия – 20 век – базируется на эмоциональной связей ребенка и родителей. Главной задачей является удовлетворение потребностей ребенка.

Возрастная стратификация – это достаточно устойчивая система, которая при создании, поддержании и изменениях подвергается воздействию социально-возрастных процессов. Изменения в составе и численности возрастных слоев населения объясняются демографическими процессами течения когорот, изменения в их численности в связи с миграциями, а также постепенное уменьшение и исчезновение какой-либо когорты в связи с ее вымиранием.

Вживание ребенка в новые роли и оставление старых на каждом из этапов, требует от ребенка определенной подготовки, то есть его социализации. Изменение любого отдельного взятого элемента в возрастной стратификации способны спровоцировать и стимулировать изменения в других элементах.

Возрастную стратификацию тесно связывают со всей системой социальных институтов общества, а так же с внешними условиями его существования. Возрастная стратификация состоит из социально-политического и организационного аспектов.

Возрастная степень – это стадия жизненного цикла, но не любая, а только особо выделяемая и символизируемая данной культурой, таким образом, что ее достижение способно обеспечить индивиду определенный социальный ранг и идентичность.

Замечание 1

Социализацией называют процесс социального развития, который связан с процессом вхождения человека в определенный социум.

Стадии социализации по отношению к трудовой деятльности: дотрудовая; трудовая; послетрудовая.

В рамках возрастной социальной психологии выделяют несколько периодов детского развития: младенчество; детство; дошкольный возраст; младший школьный возраст; подростковый возраст; юношеский возраст.

В детстве происходит адаптация ребенка, в отрочестве – его индивидуализация, а в юности – интеграция.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :