Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает изменения в психике человека с течением его роста и развития, то есть взросления.
Возрастная социальная психология – это ветвь возрастной психологии, занимающаяся изучением систем отношения ребенка с окружающим его социумом на каждом возрастном этапе.
Предмет социальной возрастной психологии – закономерности развития, характерные для каждого возрастного этапа, а также деятельность и отношения личности ребенка при непосредственном и опосредованном общении.
Задачами возрастной социальной психологии является: установить такие возрастные закономерности и зафиксировать их в понятийном аппарате ребенка.
Проблемы:
Возрастная социальная психология предполагает изучения ряда институтов социализации. Одним из основных таких институтов является семья.
Семья является базой для чувства безопасности ребенка, основной для его психического здоровья. Семья является проводником для макросоциальных воздействий, то есть культурного влияния, средой микросоциального взаимодействия, которое характеризуется собственными особенностями, формируя источник поведенческой модели и сверху вниз (специально демонстрируемые), и снизу вверх (неосознанно усваиваются ребенком).
Семья является моделью межгендерных взаимоотношений, важнейшим источником и фильтром социального опыта.
К функциям семьи можно отнести: чувство безопасности и доверия к миру, даваемое ребенку; модели поведения в разных ситуациях; источник жизненного опыта; обеспечение соответствующего некоторым детским требованиям общества.
Уровни проблематики семьи:
Еще одна структура, играющая роль в возрастной социальной психологии, - поколение.
Поколение является звеном в генеалогической цепи, одним из этапов возрастной стратификации общества, социально-возрастной когортой, то есть близкой по времени рождения, объединенными социальным опытом и значимыми событиями.
Современная ситуация внутри поколения характеризуется следующими чертами: заимствование внутри поколений как одной страны, так и разных; напряженное и неоднозначное аффективное отношение к опыту предыдущих поколений; отсутствие обобщенного представления о ценностях; социально-экономическая нестабильность.
Конфликт поколений – это процесс формирования и проявления, столкновения и разрешения возникших противоречий между представителями разных поколений.
Возрастная социальная психология занималась и изучением исторической изменчивости детско-родительских отношений, выделяя в них следующие стадии.
Возрастная стратификация – это достаточно устойчивая система, которая при создании, поддержании и изменениях подвергается воздействию социально-возрастных процессов. Изменения в составе и численности возрастных слоев населения объясняются демографическими процессами течения когорот, изменения в их численности в связи с миграциями, а также постепенное уменьшение и исчезновение какой-либо когорты в связи с ее вымиранием.
Вживание ребенка в новые роли и оставление старых на каждом из этапов, требует от ребенка определенной подготовки, то есть его социализации. Изменение любого отдельного взятого элемента в возрастной стратификации способны спровоцировать и стимулировать изменения в других элементах.
Возрастную стратификацию тесно связывают со всей системой социальных институтов общества, а так же с внешними условиями его существования. Возрастная стратификация состоит из социально-политического и организационного аспектов.
Возрастная степень – это стадия жизненного цикла, но не любая, а только особо выделяемая и символизируемая данной культурой, таким образом, что ее достижение способно обеспечить индивиду определенный социальный ранг и идентичность.
Социализацией называют процесс социального развития, который связан с процессом вхождения человека в определенный социум.
Стадии социализации по отношению к трудовой деятльности: дотрудовая; трудовая; послетрудовая.
В рамках возрастной социальной психологии выделяют несколько периодов детского развития: младенчество; детство; дошкольный возраст; младший школьный возраст; подростковый возраст; юношеский возраст.
В детстве происходит адаптация ребенка, в отрочестве – его индивидуализация, а в юности – интеграция.