Тютчев в русской литературе


Тютчев в русской литературе

Краткая биография

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) часть жизни прожил на Западе (Германия) в качестве дипломата с 18 до 40 лет.

Ф. И. Тютчев был дважды женат на иностранках: Элеонора Петерсон, Эрнестина Федоровна Тютчева, также у него была и гражданская жена Е. А. Денисьева (преподаватель института, в котором учились дочери поэта).

Несмотря на активную деятельность дипломата и по возвращении на родину, стихи Ф. И. Тютчева аполитичны. В политических стихах, по мнению Ю. М. Лотмана, Ф. И. Тютчев выступает как тенденциозный поэт.

Исключением можно назвать стихотворение «24-е декабря 1825 года», осуждающее и принимающее поступок декабристов, отражая свойственную поэзии Ф. И. Тютчева полярность: полюс вечной «мерзлоты» и «выжженной зноем пустыни», символизирующим монархию и освободительное движение. Или:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Главным в поэзии для Ф. И. Тютчева было самовыражение, что отразилось в небрежном отношении поэта к своим стихам, рукописям, публикациям. Стихи, посвящённые теме поэта и поэзии, творчеству, не выделяются. Вместе с тем вкус поэта в создании стиха, проницательность и ум являют нам акт творчества поэта как такового, отсылая к традиции В. А. Жуковского «Невыразимое»:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Пушкинский период (1920-1937 гг.)

Особенностью данного периода является признание таланта Ф. И. Тютчева А. С. Пушкиным, решившим публиковать в «Современнике» его стихи, присланные из-за границы, под инициалами Ф. Т. Стихи были опубликованы после гибели А. С. Пушкина в номере, подготовленном поэтом.

В стихах, посвящённых А. С. Пушкину, Ф. И. Тютчев отмечает высокое значение поэзии и личности поэта, называя его царем (Стихотворение «29-е января 1937»):

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Замечание 1

Первым критиком Ф. И. Тютчева в печати стал Н. А. Некрасов, выделивший среди второстепенных поэтов произведения поэта. Ему вторит И. С. Тургенев, написавший: «О Тютчеве не спорят…».

Многие критики отмечали интеллект, ум в стихах поэта.

Ещё одной особенностью данного периода творчества явилось отражение развивающейся философии того времени в поэзии. В частности, это влияние немецкой философии Гегеля, Шеллинга и поэзии немецких романтиков Гете, Гейне на творчество Ф. И. Тютчева.

В творчестве поэта отмечаются мотивы натурфилософии со страстной жаждой поэта познавать. По мнению Ю. Л. Лотмана Ф. И. Тютчев обнаруживает, что познание неизбежно связано с разрушением («Последний катаклизм», «Цицерон», «Я лютеран люблю богослуженье», «Лебедь»):

Последний катаклизм

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

Замечание 2

Не случайно образы весны, природы у Ф. И. Тютчева связаны с грозой, разрушительным, взрывным и познавательным началом («Люблю грозу в начале мая…»).

В стихотворении «Не то, что мните вы природа…» выражено отношение к природе как к живому в противовес идеям того времени о бездушности природы и о слепке с творения бога, что позволяет исследователям считать поэта последователем пантеизма, с чем был солидарен и сам Ф. И. Тютчев.

Особенности любовной лирики

Мотивы познания и разрушения отражены и в любовной лирике поэта. Мотив роковой страсти в сочетании с холодным аналитическим умом, которая все сжигает на своём пути прослеживаются в произведениях «Ещё томлюсь тоской желаний» (1948), «О как убийственной мы любим» (1951):

О, как убийственной мы любим,

Как в буйной слепоте страстей,

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей...

В любовной лирике этого периода поэт передаёт переживания любимой и бездушие светского общества.

Известно покаянное стихотворение, посвященное официальной жене Ф. И. Тютчева «Не знаю я, коснется ль благодать…» (1851), написанное в период его гражданского брака с Е. Денисьевой:

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Особенности эстетики поэзии Ф. И. Тютчева

Поэзия Ф. И. Тютчева продолжает традицию образной колористики Г. Р. Державина, наиболее ярко появившуюся в пушкинский период (30-е годы).

Ключевыми цветами поэзии А. С. Пушкина являются чёрный и белый, у Ф. И. Тютчева – голубой, лазурный – цвета неба и воды. Ф. И. Тютчев часто использует именно сложные оттенки, имеющие метафорический смысл: «пасмурно-багровый» вечер.

Исследователи также отмечают динамику цвета: «поголубел», «Восток белел…», «Восток алел». При этом Тютчев не использует лиловый цвет и его оттенки, в отличие от Л. Н. Толстого, для которого в прозе данный цвет был символичным и часто встречается при описании светских предметов и природных явлений.

Двойственность поэтического содержания в поэзии Ф. И. Тютчева, выражаемая в противоположных явлениях жизни (на что обращает внимание ещё Ю. Л. Лотман) представлена следующими понятиями:

  1. Бытие – небытие,
  2. Земное-небесное,
  3. Дневное-вечернее,
  4. Север - юг,
  5. Запад-восток,
  6. Жизнь – смерть,
  7. Космос – хаос как святость и страсть, «двойное бытие», «жилица двух миров» («О вещая душа моя…»),
  8. Молчание (тождественность миру) – беседа (проявление себя, тождественность себе): «Смотри, как на речном просторе…» (1851). Поэтика умолчания близка Ф. И. Тютчеву (Silentium). Взрыв разрушает молчание.
  9. Я (говорит) – ты (молчит).

Вместе с тем у Ф. И. Тютчева обнаруживается тройная структура в поэтике, по мнению С. Б. Калашникова: бинарность лирического героя, обращенного к миру, исключая в его поэзии романтические мотивы.

Эта структура включает бытие (я) – инобытие (слово, подвижная сфера пространства, времени, разрешения противоречий и ценностей) – небытие (потусторонность).

Религиозные мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева

Исследователи отмечают следующие истоки в поэзии Ф. И. Тютчева:

  • Православные: «Святая ночь на небосклон взошла…» (евангельский сюжет рождения бога), преображение из матери земли в Богородицу («Нет моего к тебе пристрастья…»).
  • Иудаистические (психологизм как физиология, священное историческое время).
  • Эллинические, античные: боги Земли, Времени – Кронос («Святая ночь…»), Пан в Природе. Образы мёда, молока и словесного молока.
  • Языческие: «твердь звёздная» («Лебедь»), «пылающая бездна» («Как океан объемлет…»).

Таким образом, творчество Ф. И. Тютчева имеет значение в русской литературе как поэта, проповедующего ценности самовыражения, проявляющиеся в философии познания через страстное, обычно роковое, разрушительное, чувство, выводя читателя за рамки романтической традиции двоемирия в трёхмерную плоскость соотношения пространства, времени, субъекта и слова, согласно результатам современных исследований.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :