Мемуарный жанр сам по себе занимает особое место среди документальных источников, отражающих многовековую военную историю. В некотором смысле даже восхваляющие древних воинов и правителей надписи на их надгробиях или памятниках являются предпосылками к формированию мемуарного жанра. Ведь они фиксировали информацию о значимых событиях, которые в конце конце стали историей.
Некоторую принадлежность к мемурам можно найти в древнерусских летописях, начиная с XI века. При создании свода летописей информация постоянно обновлялась и добавлялась, при этом на текст конечно же влияли личные впечатления составителя. К XVII веку мемуары привлекают к себе всё больше внимания русской литературы, и некоторые литературоведы даже называют «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» первым русским мемуаром. В XVIII веке мемуары становятся самостоятельным литературным жанром, а в XIX тематика мемуарных произведений становится насыщенней и шире.
Роман Льва Толстого «Война и мир» включил в себя мемуарную традицию 1812 года, хорошо отражённую в труде Андрея Тартаковского «1812 год и русская мемуаристика»: во время работы над этим произведением, Толстой изучал дневниковые рукописи, а также опубликованные воспоминания.
Трагический военный опыт, взгляд на неё фронтовиков пропускает все события через призму личности, биографии автора, от чего воспоминания, на которых строится произведение приобретают ярко выраженную эмоциональную окраску личности, прошедшей через все ужасы и лишения войны.
Заслуживают отдельного внимания следующие военные мемуары:
Рисунок 1. Александр Иванович Покрышкин
Военные мемуары делятся на две группы:
Большинство свидетелей военных событий погибло, поэтому огромное значение для мемуаристов имела достоверность фактов, описываемых ими. В советское время мемуарная литература о войне вызывала недоверие читателей к подлинности, что очень задевало авторов. Это и понятно, ведь в сталинскую эпоху цензура не допускала до печати многие по-настоящему важные воспоминания. Взять хотя бы произведение маршала Жукова «Воспоминания и размышления» , чей автор сам говорил, что эта книга его лишь наполовину. Позднее, благодаря ХХ съезду КПСС и разоблачению культа личности Сталина литература начала понемногу приближаться к жизни.
Непозволительная черта субъективности автора-мемуариста немного ослабевает, когда дело касается военных мемуаров, так как личная оценка автора в данном случае становится почти неотъемлемой.
Рисунок 2. ХХ съезд КПСС
В начале 60-х годов воспоминания о войне становятся уже полноправными историческими источниками, их характеризуют как жанр художественной прозы. Владимир Кардин, известный литературный критик, отнёс роман «На Западном фронте без перемен» Эриха Ремарка к мемуарам, основываясь на том, что произведение представляет собой в большей мере воспоминания писателя о войне. Другие критики требовали от баллетристики прекратить оказывать влияние на мемуары. В конце концов, решено было обозначить мемуары как художественным произведением, так и историческим источником.
Военные мемуары стали публиковаться ещё во время войны, написанные по памяти, так как у их авторов не было возможности обратиться к архивным документам для уточнения того или иного факта.
В конце 60-х доступ к материалам стал проще, и мемуаристы уже могли уточнять время и место событий, находить документальное подтверждение своей памяти, хотя и не всем удавалось переработать такой объём информации. Военные, которые не были профессиональными писателями, нередко оказывались не в состоянии осуществить свои задумки именно из-за появившегося избытка информации. К тому же, «непрофессионалы» часто подвергались критике со стороны специалистов, которые указывали им на недостаточно высокий слог, изменяли названия произведений и многое другое.
Играющие главную роль в основе мемуарного произведения воспоминания автора тоже часто подвергались изменениям.
Общаясь с другими очевидцами, обмениваясь мнениями, рассуждая и узнавая что-то новое, мемуарист, так или иначе, обогащал свою точку зрения, которая базировалась уже не только на его личных воспоминаниях, но и на всей той информации, которую он успел почерпнуть извне. К тому же не всегда может совпадать мнение автора к событиям в непосредственный момент, когда они происходят, и уже после их свершения, в момент творчества.
Мемуаристы учатся смотреть на прошлое по-иному благодаря влиянию собственного жизненного опыта, а также изменений в обществе. Иногда, не сумев побороть свою внутреннюю слабость, автор мог передавать некоторые моменты или даже персонажей в более или менее выгодном для себя свете.
Главное отличие военных мемуаров от других направлений этого жанра состоит в том, что авторы ставили войну на первый план и редко вдавались в автобиографические описания своей личности.
Отсутствие образов родителей, описание детства, стоящего на втором плане — всё это говорит о том, что военные мемуаристы не задумывались о собственном вкладе в победу, они стремились рассказать своим потомкам о том, с кем и против кого сражались, пропустить читателя за «военные кулисы».
Но не только это служит причиной для фронтовика, взявшегося за перо. Война меняет людей, и возвращение к прошлому становится уже не только данью памяти, но и подсознательной непреодолимой тягой. На практике вернуться в зону военных действий оказывается невозможно, зато можно окунуться в воспоминания на бумаге, фактически прожив всё это ещё раз.
Благодаря военным мемуарам, теряющиеся в памяти общества исторические сражения и другие немаловажные события, получили освещение с разных сторон: и с места боевых действий, и из кабинета Генерального штаба, и из наблюдательных пунктов. Военные мемуары открыли миру образы малоизвестных героев и многое рассказали о психологии войны, о людях для которых тревога, напряжение и стресс стали чуть ли не нормой.
Рисунок 3.