Народная религия – термин, который применяется в сфере религиоведения, социологии религии и фольклора с целью обозначения различных форм и видов религии, отличающихся от традиционных доктрин.
На сегодняшний день нет конкретного определения понятия «народная религия», что несколько затрудняет его понимание. Официальные доктрины и практики религий представляют все многообразие взглядов. Нередко в отношении народной религии применяется понятие «народная» вера, под которой подразумеваются религиозные обычаи в взгляды, существующие под оболочкой религии, но вне общих концепций. Нередко народная религия по своему смыслу противопоставляется элитарной религии.
Обычно понятие народной религии охватывает собой два весьма взаимосвязанных между собой понятия:
Нередко народные религии могут быть связаны с основными религиями и верованиями в данной сфере. Есть множество видов таких религий, например:
Духовенство нередко называет приверженцами «народной религии» людей, которые не часто посещают службы и исповедуют религию со своими особенностями, не придерживаясь символов веры, не относя себя к какой-либо церкви и обращаясь к ней за помощью в проведении только каких-либо конкретных обрядов, например, для проведения крещения, венчания, отпевания и т. д.
Несмотря на тот факт, что такие взгляды многими священнослужителями признаются ошибочными, церковь относится достаточно терпимо к таким людям.
Еще Джоном Боукером к Оксфордском словаре религий данное понятие было определено как разновидность религии, выражающаяся в практике служения церкви и Богу на общедоступном уровне.
Согласно учениями Дода Йодера, существует 5 различных способов определения народной религии:
Понятие народной религии длительное время изучалось в Европе, где оно стало неким измерителем религии. Впервые оно было использовано в 1901 году в статье немецкого ученого и теолога Пауля Древса, которая предназначалась молодым священникам. В последующем оно прижилось в народном фольклоре. В последующем в Германии был учрежден институт религиозного и народного фольклора, занимающийся изучением данного явления, а именно изучающий народную религию немецких общин. В последующем, в Европе на протяжении всего XX века проводилось много исследований в данной сфере, уделялось особое внимание таким темам, как паломничество и его аспекты, изучение святилищ.
Подобно тому, как существуют сторонники народной религии, существуют и ее противники. Так, использование данного понятия впервые стало отвергаться в период 1990-2000 гг., когда ученые стремились воспроизвести максимально точную терминологию, в том числе по отношению к религиозным явлениям. Так, согласно Йодеру, основная трудность использования данного понятия заключается в том, что ученые, которые придерживаются мнения относительно религии как института, не смогут придерживаться данной концепции. Так, Э. Дюркгейм считал, что данное понятие существовало лишь для того, чтобы его можно было противопоставить магии. Многие ученые также предпочитали использовать вместо него понятие «народное верование».
Существовало и другое осложнение в данной сфере – многие ученые применяли понятие народная религия в качестве синонима слова «этническая религия», между тем, они имеют несколько разное значение. Между тем, этническая религия охватывает именно верования конкретных этносов или национальных групп.
Многие ученые также придерживались мнения относительно того, что народная религия – это смесь различных взглядов, и она вредна, так как загрязняется под воздействием внешних факторов, утрачивается истинное предназначение религии, значение обычаев, символики и иных аспектов религиозных традиций. Религия таким образом «загрязняется», утрачивает свое значение. Это происходит в силу того, что обычные люди встречаются друг с другом, обсуждают религию, критикуют ее, понимают по-своему, своеобразно, практикуют и применяют различные религиозные обычаи, обсуждают ее. Религия в любом случае включает в себя мировоззрения конкретных людей, она не может существовать без их трактовки.
В свою очередь, согласно утверждениям американского религиоведа Джеймса Александра Капало, подход к трактовке религии с точки зрения народности весьма ошибочен, так как подобная трактовка заставляет ученых заниматься выборкой отдельных компонентов и не позволяет получить общую картину в целом, обратить внимание на смысловую и иную нагрузку обычаев, трактовать их с идеологической точки зрения, обращая внимание на ассоциации и сравнения понятий. Поэтому далеко не все ученые признают понятие «народная религия».