Фактор представляет собой движущую силу, причину в каком-либо процессе или явлении.
На формирование личности оказывает влияние многочисленные факторы. Типологии факторов развития личности в науке выводятся по самым разным основаниям. По одной из классификаций факторы можно разделить на:
Важнейшим фактором является заложенная природой активность человека, его способность к саморазвитию. Это выражается в анатомо-физиологическом созревании, в психическом развитии личности в онтогенезе.
Однако развитие человека происходит в социуме под воздействием той или иной природной и социальной среды. Разные исследователи в понятие среды вкладывают разное содержание, куда входят:
В результате взаимодействия всех факторов создается уникальная личность, со своим уровнем физического, психического и социального развития.
Его можно считать основой, фундаментом будущей личности. Биологический фактор проявляется как принадлежность человека к виду гомо сапиенс, задает физические ограничения (неспособность долго находится под водой, летать и т.д.), а также ограничивает социальные возможности (наличие биологических потребностей, беспомощность ребенка и т.д.). Однако природой заложена удивительная способность человека к адаптации, возможность приспособиться к самым разнообразным условиям природной и социальной среды.
Кроме того, биологический фактор проявляется в наследственности. Разнообразная комбинация генов задает бесконечное разнообразие темпераментов, способностей, что в итоге и делает личность неповторимой.
На развитие человека большое влияние оказывает та среда, в которой он находится. Многочисленные исследования психологов, социологов, философов, географов и т.д. считали едва ли не решающим фактором развития личности его физическое окружение. Под ним в первую очередь понимается состояние окружающей среды, природные ресурсы, климат и другие географические особенности. Особенно заметно влияние данного фактора на большие социальные группы – этносы. Под воздействием похожих условий в разных социальных группах могут формироваться очень схожие признаки, а говоря про этносы – схожая культура.
В свою очередь культура дает человеку определенный набор знаний, а также так называемые культурные образцы. Каждое общество со своей культурной традицией передает своему члену только для нее характерный культурный опыт, тем самым возникает особая личностная конфигурация, типичная для одного общества и не схожая с остальными другими. Так, человек воспитанный в мусульманской традиции, будет отличаться по своим установкам от человека, воспитанного в христианском или атеистическом обществе.
Человек входит во множество социальных групп. Он является представителем своего народа, гражданином своей страны, членом своего трудового коллектива и т.д. В отношениях с другими людьми происходит развитие его специфических индивидуальных черт. Референтные группы оказывают влияние на личность, именно там она усваивает образцы поведения в различных ситуациях, социальные стереотипы, когнитивные установки, формируется мировоззрение личности, ее ценности, представление о себе и даже особенности речевой экспрессии и внешнего вида.
Однако, все воспринятое влияние человек пропускает через призму своего собственного индивидуального опыта, поэтому человек выступает не как пассивный объект восприятия окружающего, а как действующий субъект. Деятельность человека реализуется в трех направлениях: познавательном, практическом и ценностно-ориентационном. При этом активность человека может быть направлена как на внешний мир, так и на внутренний.