Личность – это интегративная психическая структура, объединяющая внутренние условия психическое деятельности, выраженные в процессах, состояниях и свойствах, и преломляющая через них внешние воздействия.
Становление личности — это социально-обусловленный закономерный процесс развития человеческой психики.
Личность представляет собой не только индивидуальное своеобразие психологических особенностей индивида, которое позволяет выделять его среди других, но и социальную характеристику его взаимоотношений с другими, направленность. Понятие личности находится в тесной связи с другими характеристиками человека, такими как:
Индивид и индивидуальность характеризуют человека как совокупность неких качеств. Индивид – это биологическая характеристика, принадлежность к виду homosapiens, сочетание генетических признаков. Индивидуальность включает как биологические, так и психологические особенности человека отражая его неповторимость, уникальность.
Личность , как и субъект деятельности – это характеристики более высокого уровня, которые отражают систему социальных взаимосвязей человека. Для личности она выражается в направленности – взаимосвязи отношений личности к миру, другим людям и к себе, иерархии ценностей и потребностей. Субъект деятельности представляет собой более высокий уровень функционирования человека, для которого необходимо не только его включение в социум, но и в конкретную деятельность, осознание себя как источника активности, преобразующего начала, которое подчиняет свои цели и задачи социальным интересам.
Зарождение личности традиционно относят к трехлетнему возрасту, когда появляется самосознание, и ребенок научается выделять себя из мира, и соответственно начинает выстраивать систему взаимоотношения себя с окружающими, т.е. формировать направленность своей психической деятельности, проявлять себя как личность.
Развитие личности — это длительный процесс, который идет на протяжении всей жизни человека, так как сопряжен с самопознанием, динамикой целей и ценностей личности, ее убеждений, взглядов, мотивов.
При этом поступательное развитие может сменяться периодами деградации, когда личность в силу каких-либо обстоятельств теряет общественный ориентиры, интерес к социальной, продуктивной деятельности, демонстрирует индифферентное отношение к социуму и миру.
Существует множество попыток выделить структуру личности, описать взаимодействие психических процессов и свойств, которые приводят к формированию ее направленности, особенности взаимодействия с социумом. Одними из первых, данную задачу решали наиболее выдающиеся представители психоаналитического направления З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер.
Классическая психоаналитическая структура личности описана Фрейдом и содержит три компонента:
Ведущая роль принадлежит бессознательным инстинктам, мотивам и желаниям, которые сосредоточенны в ид и представляют собой побудительный, энергетический центр личности, обуславливающий ее активность. Желания, сосредоточенные в бессознательном имеют непосредственный характер, и как правило, не могут быть реализованы таким образом. Инстанция эго, представляющая сознание, вынуждена выстраивать систему социальных взаимодействий, для реализации неосознаваемых мотивов, вырабатывать индивидуальный подход адаптации к требованиям общества, который проявляется через психологические защиты – способы преобразования непосредственных желаний в социально-приемлемую форму. Супер эго представляет собой просоциальную карательную инстанцию, которая отражает интересы общества.
К. Юнг, сохраняя ведущую роль бессознательного в регуляции поведения личности и побуждении ее к действию, переносит акцент с индивидуальных потребностей и желаний, на архетипы, добавляя компонент коллективного бессознательного. Архетипы представляют собой обобщённый опыт человечества, установку реагировать на стимулы определенным образом. При этом приобретает большую самостоятельность, как в выборе направления развития, так и способов достижения поставленных целей.
А. Адлер отказывается от выделения компонентов личности, указывая на ее цельность и неделимость, взаимосвязанность всех ее проявлений. Движущие силы психической активности он переносит из сферы бессознательного, в сферу социальных взаимоотношений человека, а именно в реализации комплекса неполноценности и стремления к превосходству над другими.
Психоаналитические теории создают свою картину личности исходя из исследования проблемной личности, проходящей психотерапию или психиатрическое лечение. С точки зрения представителей гуманистического направления подобный подход приводит распространению особенностей патологического функционирования психики на всю человеческую популяцию, рассмотрение психического исключительно с точки зрения болезни и ее коррекции.
Гуманистическая психология предлагает качественно отличный взгляд на личность и ее структуру. В основу своего исследования ею положены особенности психического функционирования здоровой личности, сумевшей достичь высокого уровня реализации в творческой, социальной, производственной деятельности. Принципу адаптации – приспособления личности к среде, снижению внутреннего напряжения, они противопоставляют принцип развития – стремления личности выйти за привычные рамки, повысить уровень напряжения.
В центре структуры личности А. Маслоу находится иерархия потребностей, которые делятся на дефицитарные и бытийные. Д-потребности направлены на поддержание гомеостаза и постоянства уровня функционирования личности, а бытийные или метапотребности ориентированы на развитие. Высшей потребностью выступает самоактуализация, как процесс открытия и реализации личностью своих способностей и интересов.