Современная психология является крайне разветвленной наукой, которая имеет ряд отраслей. Отрасли психологии являются относительно самостоятельно развивающимися направлениями научных исследований в области психологии. Причем в связи с бурным развитием психологической науки, раз в четыре-пять лет появляются все новые направления.
Психологией объединяются гуманитарный и естественно-научный подходы. Она состоит из фундаментальной психологии, занимающейся выделением фактов, законов и механизмов функционирования психики; прикладной психологии, изучающей явления психики в естественных условиях, и практической психологии, применяющей на практике психологические знания.
Современная психологическая наука располагается в ряду наук, занимая там промежуточное положение между философией и естественными науками, а также граничит с социальными науками. Объяснить это можно тем, что центром ее внимания всегда был и остается человек, изучают которого все обозначенные выше науки, но в различных аспектах.
Психология напрямую взаимосвязана с:
Предмет изучения психологии – в первую очередь, психика, как человека, так и животных, которая включается в себя ряд субъективных явлений. Например, посредством ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, человек может познавать мир. Поэтому эти процессы часто называют познавательными. Другими явлениями регулируется общение человека с окружающими людьми, непосредственно управляет действиями и поступками – это психические свойства и состояния личности, к которым можно отнести мотивы, потребности, интересы, цели, волю, чувства, эмоции, склонности, способности, знания и сознание. Помимо этого, психологией изучается общение и поведение человека, их зависимость от явлений психики, а психические явления в своем формировании и развитии зависят от них.
Известен ряд различных классификаций наук, в большинстве которых психологии принадлежит промежуточная позиция нескольких категорий. Это связано с обширным спектром вопросов, которые изучает психология, а также методы, которые используются при этом. Иными словами, психология является естественной наукой, активно использующей экспериментальные технологии доказывая или опровергая гипотезы. Большинство общепринятых методов статистических расчетов изначально разрабатывали психологи. При этом, в трудах представителей гуманистической психологии отсутствуют измерения, расчеты и эксперименты, то есть работы этого направления относят к гуманитарным знаниям. Также выделяют не только гуманитарные и естественные науки, но и общественные, к которым относят социологию и политологию, которые представляют собой заметную часть современной психологии. Ананьев Б. Г. считал, что психология – это ядро системы наук о человек.
Психология активно взаимодействует с другими науками. Такое взаимодействие проявляется, в первую очередь, созданием психологических отраслей, которые являются смежными и прикладными отраслями науки, занимающимися исследованием закономерностей объективной действительности с точки зрения психологического предмета.
Например, психология и антропология связаны через существование патопсихологии, психосоматики, психологии аномального развития; с нейробиологией и анатомией ЦНС психология связана посредством нейропсихологии; с генетикой – посредством психогенетики; с логопедией – через психолингвистику и специальную психологию; с юриспруденцией – посредством судебной психологии, психологии жертвы, криминальной психологии, психологии расследования преступлений.
На сегодняшний день известен ряд проблем, вызывающих острые дискуссии по следующим вопросам:
Именно психологией определяются возможности и резервы развития человеческой психики на разных возрастных ступенях и их границы.
Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое.
Также остро психология нужна и педагогике, при обращении к проблемам воспитания. Цель воспитания – сформировать личность, которая бы соответствовала требованиям современного общества. Достичь обозначенную цель можно только изучая закономерности формирования личности: ее направленность, ряд способностей, потребности, мировоззрение и пр. Все сказанное выше говорит о том, что современная психология располагается на границе всех обозначенных наук. Ей характерно место на стыке философских, естественных и социальных наук.
Нельзя забывать, что все связи с другими науками, психология осуществляет с сохранением собственного предмета, своих теоретических принципов и методов исследования этого предмета.
Психология, как особая отрасль знания, объединяет целый ряд специальных дисциплин, которые не всегда связаны между собой очевидными связями, например, психофизиология с социальной психологией. Но, невзирая на некоторую внешнюю «несовместимость», они являются представителями одной общей области знаний. В итоге, их общей задачей является – изучить сущность одного и того же класса явлений – явлений психики.
Базой объединения всех специальных психологических дисциплин выступает общая психология, которая экспериментальным и теоретическим путями разрабатывает основные психологические проблемы. Главным объектом исследования во всей системе психологических дисциплин является один и тот же феномен – это человек со всеми его психическими процессами, состояниями и свойствами.