Формы общения в психологии


Формы общения в психологии

Понятие общения

Определение 1

Общение – это процесс взаимодействия двух и более людей, направленный на согласование и объединение их усилий, чтобы наладить отношения и достичь общего результата. Общение – это не просто действие, а взаимодействие, то есть оно осуществляется между несколькими индивидами, каждый из которых – носитель определенной активности и предполагает то же самое у своих партнеров.

Кроме взаимонаправленности действий людей в процессе общения, наиболее важная характеристика – это активность каждого участника, то есть каждый из них выступает в качестве субъекта.

Общению также характерно то, что каждый участник его – это личность, а не просто физический предмет. Люди при общении настроены на то, что партнер даст им ответ, то есть ждут его отзыва. На эту особенность общения обращают внимание.

Формы общения в психологии

Функции общения:

  • прагматическая функция – реализуется в процессе взаимодействия людей в процессе осуществления совместной деятельности;
  • формирующая функция – реализуется в ходе развития человека и его личностного становления;
  • функция подтверждения – только в процессе общения человек способен понять, познать и утвердиться в собственных глазах. Знаками подтверждения являются знакомства, приветствия, знаки внимания;
  • функция организации и поддержание межличностных отношений;
  • внутриличностная функция общения – внутренний диалог индивида с самим собой. Эта функция помогает человеку принимать решения и совершать поступки.

Формы общения классифицируют в соответствии с различными признаками. В основе наиболее распространенной классификации лежит организационный аспект взаимодействия. В соответствии с данной классификацией формами общения являются индивидуальные и групповые беседы, телефонный разговор, совещание, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссия и полемика и пр.

Замечание 1

Беседа – наиболее распространенная форма общения. Она осуществляется для того, чтобы передать информацию, обменяться мыслями, чувствами и пр.

Выделяют следующие формы общения:

  • императивное общение – это типичная авторитарная (директивная) форма воздействия на собеседника. Основная цель такого общения – подчинить собеседника, достичь контроля над его поведением, принудить к определенному набору действий. Особенностью императивного общения является открытость принуждения собеседника к какому-то действию. Как средство влияния применяют указания и приказы, требования, предписания и даже угрозы;
  • «контакт масок» - формальный тип общения, при котором отсутствует стремление человека понимать и учитывать особенности личности собеседника, с использованием привычных масок (вежливость, строгость, безразличие, скромность, участливость и пр.) – проявляется набором выражений лица, жестов, фраз, которые помогают скрывать истинные эмоции и отношение к собеседнику;
  • примитивное общение – собеседник оценивается как нужный или, напротив, мешающий объект. Если он нужен, то контакт налаживается, если мешает – то общение не состоится, иногда используются грубые агрессивные высказывания. Если от собеседника получено желаемое, то дальнейший интерес теряется, что и отражается в общении;
  • формально-ролевое общение – содержание и средства общения регламентируются определенными правилами и вместо знания личности своего собеседника, достаточно знания его социальной роли;
  • неформальное общение – любые личные контакты людей вне официальных взаимоотношений, например, общение между коллегами во время досуговых мероприяти й, между друзьями или близкими людьми;
  • деловое общение – учитывает личностные особенности, характер, возраст, настроение собеседника, но интересы дела значительнее по сравнению с возможными личностными расхождениями;
  • духовное общение – тип межличностного общения (доверительно-неформального) друзей, когда может быть затронута абсолютная любая тема и необязательно прибегать к словам, друг способен понять мысль по выражению лица, интонации, движениям и пр. Такого рода общение становится возможным, когда у каждого участника есть образ собеседника, он знает личностные особенности, интересы и убеждения, отношение его к определенным проблемам, может предвидеть его реакции;
  • манипулятивное общение – предполагает извлечение выгоды от общения с индивидом, при использовании разных приемов (лести, запугивания, «пускания пыли в глаза», обмана, демонстрации доброты) в зависимости от личностных особенностей человека;
  • ритуальное общение – беседы, для которых характерны обрядность, ритуальность и пр. Люди в процессе общения придерживаются определенного выработанного речевого этикета;
  • светское общение – его смысл - это беспредметность, то есть, собеседники говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в такой ситуации. Такое общение – закрытое, так как точки зрения для людей на какой-либо вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникации;
  • массовое общение – это множественные связи и контакты между незнакомыми людьми в социуме, а также общение посредством СМИ.

Кодекс делового общения включает несколько принципов:

  • принцип кооперации – вклад каждого собеседника в общение должен быть таким, какого требует совместно выбранное направление разговора;
  • принцип достоверности информации – нужно говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;
  • принцип качества информации – нельзя обманывать;
  • принцип целесообразности – не стоит отклоняться от темы, нужно уметь находить правильное решение;
  • мысль должна выражаться четко и убедительно для собеседника;
  • нужно уметь слушать и понимать нужную мысль;
  • следует учитывать свой невербальный канал общения.

Диалогическое общение возможно только при соблюдении ряда правил:

  • психологический настрой, соответствующий эмоциональному состоянию собеседника;
  • доверие к собеседнику, не оценивания его личность;
  • принцип паритетности – партнера следует воспринимать как равного, имеющего право высказать собственное мнение;
  • принцип проблематизации – общение нужно направлять на разрешение общей проблемы и нерешенных вопросов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :