Учение о личности


Учение о личности

Представления о личности в психоанализе

Личность является одним из основных предметов в психологии, поэтому психологическая наука накопила большое количество теорий и подходов к понятию личности. Только основных теорий называется около двадцати-тридцати, а подходов, выделяемых на их основании, более десяти.

Одну из первых теорий личности создал З. Фрейд. В структуру психики личности он включал три компонента:

  • ид - бессознательное, примитивные и врожденные аспекты личности, связанные с инстинктами и биологическими потребностями человека (такие как еда, безопасность, сон, секс и т.д.);
  • эго - сознание, Я, все виды психической активности, которые выстраивают взаимодействие человека с окружающим миром; эта часть личности стремится к удовлетворению желаний бессознательного, однако ограничено суперэго;
  • суперэго - сверх Я, сверхсознание, представляющее собой усвоенные индивидом общественные нормы и правила, ценности, при помощи методов поощрения и наказания; суперэго выполняет оценочную роль, выступая в качестве морали, регулятора поведения личности, который стремится привести поведение личности к общественным стандартам.

В дальнейшем психоаналитическая концепция Фрейда получила развитие в «индивидуальной психологии» А. Адлера. Он считал, что личность является неделимым целым. Ее мышление, чувства, поступки нельзя отделить, они связаны и присутствуют в каждом проявлении личности. Личность стремится к постоянному росту и развитию, и только в этом движении она может быть воспринята как цельное образование. Цельность и постоянство личности задается ее жизненными целями.

Основываясь на стиле жизни как на синтезе специфических черт, способов поведения и привычек, что определяют индивидуальность человека, Адлер выделил несколько типов личности:

  • управляющий тип - занимает активную жизненную позицию, обычно самоуверен и упорен, при этом активность может проявляться через антисоциальную деятельность, т.к. человек уверен, что из любой ситуации может извлечь наибольшую выгоду при минимальных затратах;
  • берущий тип - малоактивен, предпочитает все делать через других и за счет других. Н имеет социального интереса, из-за своей малой активности не способен причинить вред другим;
  • избегающий тип - у него нет активности и социального интереса, из-за особой боязни неудач бояться что-либо делать. Его образ жизни социально бесполезен;
  • социально-полезный тип - высокая активность и социальный интерес, он приносит реальный вклад в социальную деятельность, проявляет заботу по отношению к другим, осознает, что для решения проблем необходимо сотрудничество.

Личность в гуманистической психологии Э. Фромма

Фромм считал, что личность необходимо анализировать, исходя из исторических условий его существования. Рассматривая человека современной эпохи, он заключал, что его неотъемлемыми качествами выступают одиночество, отчужденность и изоляция. Через анализ смены исторических форм труда и особенности мышления Фромм заключил, что свобода современного человека была достигнута через утрату чувства безопасности и формирование ощущения собственной личной незначительности. Чтобы обрести истинную свободу, личности необходимо проявлять спонтанную активность, действовать, исходя из своей внутренней природы, а не из социальных табу.

Чтобы преодолеть сформированное эпохой и современным обществом чувство одиночества человек нередко прибегает к механизмам бегства. Они могут выражаться по-разному, в частности, через авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивность (унижение других или долг и патриотизм при рационализации деструктивных действий), конформность (полное подчинение социальным нормам).

Замечание 1

Фромм ввел понятие «социального характера», подразумевая под ним общность тех или иных черт у групп людей, которые сформировались под влиянием одних и тех же переживаний, и схожего образа жизни.

Социальные типы характера по Фромму:

  1. рецептивный (доверчив, сентиментален, но зависим и пассивен);
  2. накапливающий (ригидный, упрямый, трусливый, сдержанный и лояльный);
  3. эксплуатирующий (агрессивен, эгоцентричен, уверен в себе, надменен и импульсивен);
  4. рыночный (неразборчив в средствах, пустой, но проявляет любознательность и щедрость);
  5. продуктивный (честный, любящий, творческий, независимый, спокойный, социально полезный).

Представления о личности Л. С. Выготского

Л. С. Выготский является автором культурно-исторического подхода, согласно которому интерпретацию психическим процессам можно давать только с учетом их развития и становления. Выготский считал, что психика ребенка развивается в процессе онтогенеза за счет общения со взрослым. Развитие психики связано с усвоением культурных знаков, прежде всего слова. Знак предстает как орудие психической деятельности, т.к. через употребление знаков развиваются высшие психические функции, которые в совокупности дают сознание.

Высшие психические функции проходят свое развитие дважды - сначала как коллективная деятельность, а потом как внутренний способ мышления ребенка через процессы интериоризации.

Его идеи оказали большое влияние на развитие детской психологии, особенно за счет внедрения понятия «зона ближайшего развития», которое представляет собой область задач и навыков, которыми ребенок может овладеть с помощью взрослого.

Теория личности А. Н. Леонтьева

С точки зрения Леонтьева личность формируется через общественные отношения, т.е. в процессе социализации, когда ребенок усваивает нормы, принципы и ценности того общества, в котором он живет и воспитывается. Личность является итогом развития человека в деятельности и переноса ее во внутренний план, причем деятельность человека носит иерархический характер.

Замечание 2

Именно Леонтьев развел понятия «индивид» и «личность». Под индивидом понимаются индивидуальные особенности, врожденные генотипические характеристики личности. И если индивид предстает как целостное образование, то личность – это результат (произведение) множества видов деятельности человека.

Большое внимание уделялось развитию мотивационного компонента личности. Леонтьев выделил в качестве стимулов мотивы-стимулы (эмоциональные, лишенные смысла) и смыслообразующие мотивы (дают цель, побуждают к деятельности при создании личностного смысла).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :