Техники общения в психологии


Техники общения в психологии

Понимающее общение

Определение 1

Техника общения – это способ настройки человека на общение с окружающими людьми, а также его поведение в процессе беседы.

К основным параметрам эффективности общения относят умение и навыки человека по использованию следующих техник общения: понимающего и директивного общения.

Определение 2

Понимающее общение – это некоторая сумма установок субъекта общения, включая правила и конкретные приемы реагирования, направленные на понимание партнера и его проблем, а также установление психологического контакта, изучение личностных особенностей собеседника, а также выяснение его точки зрения относительно обсуждаемого вопроса и пр.

Главным в технике понимания является ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, мотивов, оценок и проблем партнера по общению, а не на свою собственную. То есть, индивид знает себя, собственные потребности, жизненную ситуацию и проблемы, лучше, чем кто-либо другой. Помимо этого, открытая беседа с человеком возможно только в том случае создания доверительных взаимоотношений – психологического климата, атмосферы, контакта.

Значимыми условиями в создании такого доверительного климата являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером по общению:

  • понимающее безоценоное реагирование на чувства, мысли, представления и высказывания партнера по общению;
  • позитивное принятие личности своего собеседника;
  • согласованность (конгруэнтность) своего поведения в процессе взаимодействия с собеседником.

Такие установки и являются основными психологическими механизмами, посредством которых реализуется ориентация субъекта общения на понимание и внутреннюю систему отсчета собеседника.

К правилам понимающего общения можно отнести следующее:

  • больше слушайте и меньше говорите сами, нужно следовать за эмоциями и высказываниями собеседника;
  • старайтесь не давать своих оценок, задавать меньше вопросов, не подталкивать собеседника к обсуждению тем и вопросов, которые, как вы считаете, он должен обсуждать и высказать свое мнение;
  • в первую очередь, стремитесь реагировать на личностно значимую информацию, наиболее сильно связанную с потребностями и интересами собеседника;
  • старайтесь реагировать на чувства и эмоциональное состояние собеседника.

В разнообразной литературе по психологии общения описаны приемы понимающего общения. Обычно выделяют следующие приемы такого типа общения:

  • простота фраз, подтверждающих наличие контакта, то есть выражающих внимание и интерес;
  • открыто выражаемые чувства партнера и его высказывания перефразируются, иными словами, так собеседник выражает внимание и проверяет правильность понимания;
  • выяснение чувств и мыслей собеседника, которые не выражаются открыто, то есть, демонстрация реакции на то, что, как вы считаете, находится в сознании собеседника;
  • зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний партнера по общению, то есть своего рода «вытаскивание» на поверхность, доступную восприятию, причин того или иного эмоционального состояния;
  • молчание, рассматриваемое в качестве приема реагирования, когда в процессе разговора молчание используется осознанно;
  • проявление невербальных реакций – человек осознанно использует «язык тела»;
  • интерпретация – один из вариантов зондирования переживаний, которые осознаются не полностью;
  • резюмирование – один из вариантов расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента беседы;
  • подбадривание и заверение, рассматриваемые в качестве способа подтвердить то, что вы хотите понять и принять, не оценивая мысли и чувства собеседника;
  • вопросы, которые помогают прояснить позицию собеседника – например, неоценочные вопросы, являющиеся вашей реакцией на то, что собеседник выразил или сказал в процессе разговора.

Но овладение этими приемами до профессионального уровня требует прикладывания систематических усилий.

Умения и навыки понимающего общения без всяких сомнений относятся к числу значимых профессиональных качеств делового человека, живущего в современном мире. Вместе с этим, профессиональная деятельность требует развития умений и навыков другой направленности, а именно умений и навыков использования приемов директивного общения при взаимодействиях с людьми.

Директивное общение

Определение 3

Техника директивного общения – это сумма всех установок субъекта общения, а также правил и конкретных приемов реагирования, которые направляются на оказание прямого психологического влияния на партнера, с целью достижения собственной цели.

К таким установкам относятся установки на открытое, прямое и четкое выражение своей позиции, цели и намерений; открытие о активное поведение, а также действия, направленные на достижение собственной цели; прямой и открытый отказ от выполнения действий, которые не служат интересам человека; достижение собственной цели, учитывая интересы и цели партнеров.

Приемами директивного типа общения считают директивные вопросы, предполагающие ориентацию собеседника на проблему, которую вы считаете целесообразным подвергать обсуждению в соответствиями с вашими целями.

  • Открытое выяснение противоречий в позиции собеседника, например, ориентирование партнера на осознания противоречий в рассуждениях и аргументах.
  • Выражение разного рода сомнений относительно высказываний партнера по общению.
  • Выражение позиции согласия или несогласия, то есть одобрения или неодобрения точки зрения собеседника.
  • Советы, предложения и разъяснения, то есть рекомендации своему собеседнику, в связи с реализацией его цели, а также убеждение своего собеседника.
  • Принуждение собеседника путем скрытых и прямых угроз, если он отказывается поступать в соответствии с вашими намерениями.

Человек, в качестве коммуникативного элемента, является сложным и чувствительным получателем информации, обладающими своим набором чувств и желаний, а также жизненным опытом. Получаемая извне информация может вызывать любую реакцию, которая способна искажать, усиливать или ослаблять любой получаемый информационный поток.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :