Сознание – это высшая форма психического отражения, складывающаяся в процессе онтогенеза, в рамках усвоения культурно-исторического опыта и социализации индивида.
Сознание является одним из наиболее безусловных и в тоже время сложных психических феноменов. Существование сознания не поддается сомнению, т.к. вся совокупность переживаемых личностью ощущений, образов, мыслительная активность, мотивы и волевые усилия составляют содержание сознания. На основании данного факта у философов-идеалистов сложились иллюзорные представления о вневременном и сущностном характере сознания, которое существует изначально и будет существовать всегда, о его идеальной природе, независимости и противоположности телесному и материальному, которые, однако не имели значимой основы, равно как и отождествление всей психики человека с одним лишь сознанием.
Из-за того, что содержанием сознания выступают либо внешние объекты – образы воспринимаемого мира, либо результаты собственной психической деятельности личности определить саму сущность сознания затруднительно.
Согласно материалистическому подходу сознание сформировалось как психическая функция отражения, в ходе длительной эволюции психики от примитивных форм раздражительности присущих всему живому и чувствительности, характерных для беспозвоночных животных, к наиболее сложно организованной форме отражения – сознанию, которая способна передавать не только наличие биологически значимых раздражителей и связей между ними, но и сложные взаимоотношения между биотическими и абиотическими объектами внешнего мира.
Изначально предполагалось, что сознание представляет собой специфически человеческую форму психики, однако в настоящее время признано существование сознания и у животных.
Значительным водоразделом является самосознание, благодаря которому индивид способен выделить себя из окружающего мира, сформировать «Я-концепцию» и переосмыслить картину окружающей его реальности в устойчивое представление о мире, центральное место в котором занимает он сам. Поэтому человеческое сознание значительно более дифференцировано, специфично и точно отражает окружающую реальность в сравнении с сознанием животных.
Феномен сознания рассматривается различными науками, каждая из которых предлагает свое понимание и решение вопроса о сущности и формировании сознания в онтогенезе человека.
Можно выделить два основных подхода к решению данной задачи:
В рамках психологического подхода можно выделить концепцию французской социологической школы, согласно которой сознание индивида формируется под воздействием общественного сознания, в рамках усвоения социальных норм, правил и стереотипов. Индивидуальное сознание рассматривалось в данном случае как слепок, отпечаток сознания общественного, результат пассивного процесса социализации.
В отечественной психологической науке сформировался деятельности подход к сознанию, согласно которому сознание, как форма организации психической реальности, основа самосознания и личности, складывается в процессе усвоения предметно-манипулятивных и трудовых навыков, которые выступают внешними образцами внутренних психических процессов и действий.
Наиболее ранняя психофизиологическая теория была разработана И.П. Павловым и получила название теории «светового пятна». Согласно ей существует прямая взаимосвязь между содержанием сознания и возбуждением определенного участка коры головного мозга. Процессы того участка коры, который наиболее возбужден в данный момент и определяют наполнение сознания, а перемещение возбуждения по структурам отражает смещение внимания личности с одних объектов и процессов на другие.
Дальнейшее развитие данная теория получила в концепции повторного входа в точку возбуждения Дж. Эделмена. Согласно его теории блуждающее пятно возбуждения собирает информацию от различных мозговых структур, после чего возвращается в исходную точку, в которой происходит сличение состояния двух потоков возбуждения – изначального и настоящего. Это сопоставление обуславливает существование самоидентификации и самосознания человека, как соотнесения себя с собственным прошлым.
Альтернативная теория механизма сознания была представлена К. Прибрамом. В рамках его голографической концепции предполагается, что входящая информация (сенсорный образ, событие и т.д.) создает в коре головного мозга цепочку из взаимосвязанных очагов возбуждения, своеобразную карту, запечатлевающую данное события. В последующем даже при потере части нейронов остается возможность воспроизведения данного события, хотя сам образ потеряет часть информации и станет менее подробным.
Сознание нельзя отождествлять с психикой, активность которой значительно шире тех процессов, состояний и свойств, которые находят свое отражение в сознании. Сознание и само по себе неоднородно, в нем различные исследователи выделяют ряд уровней. К ним можно отнести:
Общественное сознание представляет собой отражение представлений, мнений, желаний целой группы людей, общества, коллектива, толпы. Общественное сознание с одной стороны порождается сознаниями отдельных людей, но не является их механической суммой, оно существует по собственным закономерностям и может значительно влиять на сознание людей, входящих в данную общность.
Общественное или массовое сознание в большей степени подвержено эмоциональным эффектам, заражению, подчиненности ярким, как правило иррациональным идеям и образам. При этом личность поддавшись влиянию массового сознания (оказавшись в реальной толпе или «толпе» просматривающих и комментирующих эмоционально-значимый контент в интернете) теряет критичность, ее убеждения и ценности отступают на второй план, замещаясь единением с сознанием группы.
Самосознание представляет собой пласт сознания обращенный на саму личность, создание целостного образа Я и поддержание самоидентификации. Самосознание гарантирует реализацию и развитие индивидуальных черт и особенностей личности.
Предсознание представляет собой область смутного сознания, когда личность осознает протекающие перед ее внутренним взором образы, однако не направляет сознательно их течение, а отправляется в свободное плавание. Например, при сновидениях, грезах, в гипнотических состояниях.