Воображение – это психический процесс создания новых образов на основании прошлого опыта личности, которые могут выступать предвосхищаемыми образцами действительности, либо осуществляться без связи с деятельностью индивида.
Традиционно воображение относится к числу познавательных процессов, однако является наименее изученным и конкретизированным из них. Наиболее сложным аспектом является разграничение процессов мышления и воображения, так как оба они связаны с обработкой поступающей информации, ее изменением и преобразованием, и получением нового продукта, который в случае воображения имеет образную форму, а в случае мышления – абстрактную, словесно-логическую.
Существует позиция согласно которой интеграция речи в структуру психики и перестройка познавательных процессов на семантической основе, влечет за собой вытеснение образного и действенного аспектов мышления в область воображения, т.е. воображение рассматривается как часть мышления, его онтогенетический более ранний вариант.
Другой взгляд на проблему воображения представлен в работах Веккера. Он рассматривает воображение в качестве сквозного процесса, благодаря которому личность способна перемещаться по линии времени в область будущего и обратно. В этом качестве процесс воображения органически включен в планирование любой деятельности, от совершения моторных актов, как образ предвосхищения будущего движения, до жизненного сценария, как представление о воплощении социально-значимых событиях в жизни личности – трудоустройства, создания семьи, рождения ребенка и т.д.
Способность к предвосхищению, заложенная в воображении не всегда связана с конкретной деятельностью личности, она может иметь вне реальный контекст. Так, мечты, грезы, фантазии часто представляют картины малореального или нереального будущего, от кругосветного путешествия или полета в космос, до сказочных и фантастических миров. Подобные образы воображения несмотря на свою оторванность от обыденного мира, основываются на потребностях и мотивах личности, способствуют ее субъективному удовлетворению в тех случаях, когда достижение практического результата невозможно.
Наиболее ярко данная особенность воображения раскрывается в детстве, когда ребенок составив в ряд несколько стульев, вполне способен ощутить себя машинистом поезда, летчиком или капитаном корабля, т.е. реализовать потребность в переживании новых ощущений, без возможности ее практического воплощения. Однако данная функция воображения сохраняется и во взрослом возрасте через идентификацию личности с персонажем книги/фильма/компьютерной игры, либо популярной личностью/блогером, что позволяет на уровне фантазии пережить желаемые, но невозможные события.
Существуют различные классификации воображения в зависимости от выбираемого подхода и основания для выделения типов. Одним из значимых критериев является участие волевых процессов в воображении, согласно которому можно выделить два вида:
Пассивное воображение является онтогенетическим более ранним образованием, оно не требует участия воли и протекает практически без вмешательства сознания, на какое-то время захватывая внутреннюю картину личности. Пассивное воображение в свою очередь можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное.
Преднамеренное воображение связано с отображением актуальных потребностей личности и част возникает в процессе деятельности, как предвосхищение или расширение ее результатов. Воображение в процессе игры, грезы и мечты о крупном выигрыше или квартальной премии на рабочем месте, сексуальные фантазии являются примерами преднамеренного воображения. Непреднамеренное возникает как бы без связи с реальностью, его содержание неожиданно и часто неочевидно для личности. К непреднамеренному воображению можно отнести сновидения, галлюцинации, возникающие под действием алкогольного или наркотического опьянения, трансовые и гипнотические переживания.
Активное воображение протекает при сознательном контроле личности, с привлечением волевых усилий. У активного воображения существует конкретная цель – некий образ, который стремится создать личность и определенные требования к его параметрам. Произвольное воображение активно участвует в процессах планирования деятельности, а также является основой творчества. В активном воображении традиционно выделяет репродуктивное и продуктивное.
Репродуктивное воображение связано с созданием уже известных образов реальности, но отнесенных в условия будущего – например образ готовой статьи или пройденной спортивной дистанции. Продуктивное воображение, напротив, ставит своей целью создание качественно новых образов, решение творческих, научных, конструкторских задач.
Реализуемое в различных формах воображение связано со многими психическими процессами и выступает непременным компонентом как деятельности – практической, мысленной, творческой, так и потребностно-мотивационной сферы, через представление образов желаемой действительности и выбора объектов удовлетворения. Широкая вовлеченность воображения в психическую активность отражается в его функциях – познавательной, планирующей, творчески-созидательной, коммуникативной, прогностической, защитной.
Возможность воображения личности, его творческий потенциал во многом определены степенью развития его свойств: