Термин самореализация впервые вошел в психологическую науку в начале двадцатого века, и появился он в английском словаре по философии и психологии.
Самореализация рассматривается в нем как осуществление возможностей развития Я. Однако с течением времени понятие и содержание данного термина менялось и в настоящее время он раскрывается через актуализацию личностного потенциала.
Однако несмотря на возрастающий интерес к проблеме и появление многочисленных исследований самореализации, равно как и схожих понятий – например, идентичности у Эриксона или жизненных стратегий в отечественной психологии, единой теории, подхода или хотя бы определения данного термина не существует.
В зависимости от методологических оснований того или иного подхода самореализация понимается как явление, которое характерно человеку как природная закономерность - стремление к проявлению себя, и как процесс, который детерминирован сочетанием внешних и внутренних условий личности.
Обобщая современные теории можно выделить ряд форм, в которых рассматривается самореализация:
Особая сложность в изучении самореализации связана с субъективным характером данного феномена. Самореализация не может быть воспринята сторонним наблюдателем или объективно измерена – оценке подлежат лишь ее проявления, в виде состояния, ценностей, деятельности личности. Однако и само субъективное переживание самореализации личностью далеко не однозначно и имеет индивидуализированный характер.
Таким образом самореализация как таковая ускользает от внимания исследователей, не поддаваясь непосредственному изучению и описанию, что и обуславливает невозможность ее адекватного и однозначного определения. Тем не менее даже при исследовании наблюдаемых проявлений, а также условий и средств самореализации, можно отметить значительные разночтения между авторами, вызванные неопределенностью самого объекта.
Среди условий самореализации перечисляют способности, ценности и волевые качества личности в сочетании с факторами внутренней среды (Р. А. Зобов и В. Н. Келасьев), личностные свойства, выработанные в процессе социализации задатков (И. П. Смирнов), взаимодействие с другими людьми (Е. В. Селезнева), развитость самосознания и рефлексии (Катаев).
Одним из первых подходов, создавших наиболее полную и обширную теорию самореализации была гуманистическая психология. Противопоставляя себя психоналитическому и бихевиоральному подходу, рассматривающим личность с точки зрения болезни, гуманистическая психология ставит в центр своего изучения вопросы о свободе, ценности и развитии здорового человека. Самореализация, таким образом становится одним из центральных понятий, как цель и конечный итог функционирования личности.
Вместе с тем, разные представители школы понимали самоактуализацию по-разному. К. Роджерс, основатель клиент-центрированной терапии, представлял самоактуализацию как явление, естественную движущую силу и мотивацию человека, которая направляет его на самовыражение и самопознание в течении всей жизни начиная с самого развития.
Роджерс акцентирует внимание на том, что каждый человек обладает уникальной, свойственной лишь ему самостью, раскрытие и реализация которой является его естественной потребностью, фрустрируемой однако со стороны общества через систему морального принуждения – общественные запреты, нормы, манипуляции чувством любви и принятия. Как результат личность формирует искаженный образ Я, соответствующий навязанным представлениям, а не истинным потребностям и тенденциям развития, окружая себя психологическими защитами и когнитивными искажениями затормаживающими процесс самоактуализации. Однако полностью данная потребность не может быть подавлена и при попадании в комфортную, безопасную среду безоценочного принятия, личность получает возможность принять собственные подавленные и отвергае6мые проявления и приблизиться к самореализации.
А. Маслоу, напротив, рассматривал самоактуализацию как детерминированный процесс и одновременно высшую потребность личности. В отличии от Роджерса он утверждает, что самоактуализация не врождена, и для формирования потребности в ней личность должна достаточно развиться и удовлетворить потребности нижележащих уровней, как физиологические, так и социальные. Исследуя жизненные пути социально успешных и самоактуализировавшихся людей, Маслоу выделил ряд характерных особенностей:
Большое разнообразие односторонних теорий, концентрирующих свое внимание на отдельных аспектах самоактуализации, ставит перед современными исследователями задачу интеграции и переосмысления накопленных эмпирических и теоритических данных, для их преобразования в единую теорию.
Однако сложность и многогранность самого феномена делают невозможным составление такой теории на методологических основаниях какого-либо одного подхода, так как это приведет к неизбежному игнорированию целого пласта знаний, не вписывающихся в концепцию. Наиболее подходящим основанием для объединения разрозненных теорий самореализации в настоящий момент выступает полисистемность. Полисистемность предполагает выстраивание многоуровневой системы самореализации, объединяющей микро и макроуровни данного феномена за счет взаимоотношений связи и отношения, которые предполагают динамику всей структуры при изменении любого из ее элементов.