Социализируясь, личность контактирует с другими людьми, обменивается с ними своими знаниями, опытом. Такие контакты - это основа саморазвития, способ преодоления себя самого, средство актуализации. Самоактуализация помогает человеку познать окружающую среду, свой внутренний мир, способствует переходу познания в самопознание, оценки в самооценку, внешнего контроля в самоконтроль. Такая деятельность требует от личности активности, предоставляет возможности индивиду преуспеть в стремительно меняющихся жизненных условиях, быть конкурентно способным.
Анализ проблематики самоактуализации человека в философском, педагогическом, психологическом аспектах имеет огромную практическую, методологическую, мировоззренческую значимость. Такая проблематика представляется особенно острой в современную модернизированную эпоху, когда инновационное общество в своем развитии имеет дело с различными новыми трудностями.
Самоактуализация в традиционном представлении связана с зарубежными личностными теориями, которые развиваются в соответствии с гуманистическими педагогическими и психологическими концепциями. Такое уникальное явление как самоактуализация исследуют философская, социологическая и биологическая науки, делая различные обобщения на разных уровнях. Это нашло отражение в многообразных трактовках понятия самоактуализации, в наличии многочисленных синонимов. Наука использует разные термины, значение которых близко к понятию самоактуализация, например:
Оригинальные исследования феномена самоактуализации относятся к трудам зарубежных ученых, где такая проблематика рассматривалась в феноменологическом, экзистенциальном, гуманистическом и трансперсональном личностном направлении (Гольдштейн, Маслоу, Роджерс, Ассаджоли).
Впервые употребляет понятие самоактуализация в своих сочинениях нейрофизиолог Гольдштейн, занимавшийся в начале двадцатого столетия изучениями повреждений мозговой деятельности в результате разного рода ранений. Самоактуализация понималась им как совершенствование личностных способностей после перенесенных ранений. Он полагал, что человеческий организм стремится к актуализации своих способностей и талантов, и утверждал также, что способности личности можно определить ее потребностями. Понятие самоактуализации заимствовал у Гольдштейна его ученик и последователь Маслоу, который под самоактуализацией подразумевал полноценное развитие личности, предопределенное биологическими факторами.
Самоактуализация трактовалась Маслоу как тенденция к реализовыванию внутренних ресурсов человека, то есть как самореализация его скрытых способностей и талантов. Самоактуализировавшаяся личность по утверждению Маслоу, это не личность, которой что-то добавили, а обычный индивид, у которого ничего не отняли. По его утверждению, у среднего человека таланты и способности блокированы и подавлены в отличие от самоактуализировавшейся личности, которая успешно реализует свою индивидуальность, потому как обладает большей психологической защитой и способностью преодолевать различные психологические барьеры.
Исследования свои Маслоу проводил с людьми, которые были успешными в жизни, по его мнению они занимались любимым делом, не были завистливыми, приносили пользу всему человечеству. Объединяло их то, что они постоянно развивали свои таланты и способности.
Роджерс также изучал проблемы развития и совершенствования личности. По его утверждению, самоактуализация – это движение человеческого организма по направлению к зрелости. Самоактуализация - это сила, которая заставляет личность развиваться и совершенствоваться на различных уровнях. Роджерс говорил о том, что такая линия поведения присуща не только человеку, но и всему живому. Им подчеркивалось, что стремление совершенствовать и реализовывать себя способствует усилению самости личности.
В свою трактовку самоактуализации Роджерс не включил духовный и религиозный аспект, потому как в каждом индивиде по его утверждению, есть внутреннее стремление к компетенции, и он станет настолько способным, насколько позволит его биологическая природа.
Обращался к проблематике самоактуализации в рамках гуманистического психологического направления Ассаджоли. Самоактуализация, по его мнению это проявление и самореализация скрытого потенциала личности. Он рассматривал самоактуализацию как вид самореализации, который означает самоосуществление. Он выдвинул такой тип самореализации, который направлен на познание своего внутреннего мира, осознание и переживание себя как некоего центра синтеза, и назвал его самопостижением.
В исследованиях развития личности человека Ассаджоли уходит намного дальше Роджерса, делает упор на духовное развитие личности.
Исходя из идеи психосинтеза, он утверждает, что самоактуализация является первой стадией развития личности. Этот этап интегрирует человека вокруг самости личности. Человек лучше начинает понимать себя, отторгает лишние психологические барьеры.
После этого наступает второй этап, где осуществляется синтез личного эго и наивысшей самости.
Первая стадия, то есть самоактуализация, согласно положению психосинтеза Ассаджоли, называется личностный психосинтез, а следующая стадия носит название духовного психосинтеза.
Ассаджоли указывает на то, что личность не сможет заниматься духовным психосинтезом без первой стадии самоактуализации (личностный психосинтез), который необходим для личностного совершенствования.
Исходя из трактовки Ассаджоли, самоактуализация - это ступень, достигнув которую личность начинает подлинно духовно развиваться.
Проанализировав труды зарубежных ученых по проблематике личностной самоактуализации, необходимо сделать такие выводы:
Отечественная психологическая наука располагает многими теориями и идеями, которые позволяют понять механизм и суть личностной самоактуализации. Методологическая основа личностной самоактуализации - это деятельностная методика, которая позволяет исследовать подобную деятельность как формирующую предметное функционирование. Общей принцип изучения личностной самоактуализации в российской науке связан со структурно-генетической методикой, которая отобразилась в трудах:
Таким образом, самоактуализацией является фундаментальная способность здорового психологически, зрелого человека полноценно реализовать собственный потенциал, саморазвиваться и самосовершенствоваться, сохранять и максимально проявлять свои лучшие качества.