Важнейшее достижение человека, которое дало ему возможность использования общечеловеческого опыта, как прошлого, так и настоящего – это речевое общение, которое развилось при опоре на трудовую деятельность людей. Речь представляет собой язык в действии.
Язык – это некоторая система знаков, которая состоит из слов с их значениями и синтаксиса – набора правил, в соответствии с которыми строятся предложения.
Слово – это разновидность знака, так как они присутствуют в разнообразных формализованных языках.
Выделяют ряд основных функций языка:
Речь – это система используемых человеком при общении звуковых сигналов, а также письменных знаков и символов, используемых в представлении, переработке, хранении и передаче информации.
Речь, в качестве психического познавательного процесса, дает человеку возможность:
Речь выполняет в человеческой жизни несколько функций:
В психологии принято различать две разновидности речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь состоит из устной, которая делится на диалогическую и монологическую, и письменной. Диалог представляет собой непосредственное общение двух и более человек.
Диалогическая речь – это речь, которая поддерживается, в ходе беседы собеседник ставит уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль или ее переориентировать. Беседа – это разновидность диалогического общения, в ходе которой диалогу придается тематическая направленность.
Монологическая речь – это продолжительное, последовательное и связное изложение системы мыслей и знаний одним человеком. Также она развивается в процессе общения, но характер общения принципиально отличается – монолог непрерывен и поэтому выступающий оказывает активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность складывается из языковых средств, то есть умения употреблять слова и выражения, которые точнее всего передают мысли говорящего, а также из неязыковых коммуникативных средств, к которым относят интонацию, систему пауз и расчленение произношения какого-либо слова, в устной речи подчеркивающее важность этого выражения, также к этим средствам относят мимику, жесты и пр.
Письменная речь – это один из видов монологической речи. Она является более развернутой по сравнению с устным монологом. Это связано с тем, что письменной речью не предполагается наличие мгновенной обратной связи с собеседником. Помимо этого, письменной речи не требуются дополнительные средства воздействия на читателя, помимо самого слова, порядка их в предложении и знаков препинания, организующих предложение.
Внутренняя речь – это особая разновидность речевой деятельности. Она является фазой планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому внутренняя речь, с одной стороны, характеризуется фрагментарностью и отрывочностью. С другой стороны, в этой ситуации исключены недоразумения в восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь является чрезвычайно ситуативной, чем она приближена к диалогической речи. Внутренняя речь базируется на внешней речи.
Интериоризация, то есть перевод внешней речь во внутреннюю, сопровождается редуцированием – сокращением – структуры внешней речи. Переход от внутренней речи к внешней, то есть экстериоризация, требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, она выстраивается в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.
На информативность речи оказывает воздействие в первую очередь ценность фактов, которые в ней сообщаются, а также способность ее автора к сообщению. На понятность речи оказывает воздействие ее смысловое содержание, а также ее языковые особенности и соотношение ее сложности и уровня развития, а также круг знаний и интересов слушателей. Выразительностью речи предполагается учет обстановки выступления, ясное и отчетливое произношение, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями в переносном и образном значении.
Любой тип речи характеризуется своим предназначением, то есть выполняет определенный набор функций. К основным функциям речи относят:
Функции речи – это такие функциональные характеристики речевой деятельности, которые проявляются в любой речевой ситуации. Однако, стоит отметить, что в процессе человеческой деятельности язык в отдельных функциях, из перечисленных выше, может быть продублирован посредством неязыковых средств – письма, жестов, чертежей и схем и т.д.
Речь является по-настоящему важным средством, к которому прибегает человек, когда требуется аргументация своего отношения к разным жизненным проблемам. Но в современном обществе могут наблюдаться предпосылки к дискредитированию отечественной человеческой речи, а вместе с тем и образ мышления.